РУССКОЕ ЗАРУБЕЖЬЕ

 

Новый памятник
российским воинам

Салоники: военное кладбище Первой Мировой

На окраине Салоник, столицы греческой Македонии, раскинулся огромный воинский мемориал, посвященный Первой Мировой войне. Это союзническое кладбище Зейтинлик, где покоятся и русские воины, павшие на Балканском фронте. Несмотря на образцовую ухоженность «русского участка» мемориала, о нем известно крайне мало. А между тем он является важным памятником военной истории нашей страны, а также свидетельством полузабытой страницы Первой Мировой участия войск России в боях на заграничных фронтах.

В разгар войны, летом 1916 г., Россия решила уступить давлению своих союзников в первую очередь Франции и выслать на Балканы (и в саму Францию) экспедиционные силы. Хотя командование российской армии решительно возражало против отправки войск за границу, российские дипломаты и лично царь посчитали нужным откликнуться на настойчивые просьбы союзников: те рассчитывали, что появление русских солдат на Балканах произведет сильный моральный эффект на воевавшую с Антантой Болгарию и что болгарские солдаты даже откажутся стрелять в русских (этого не случилось).

Всего на Балканы было выслано две особых пехотных бригады: 2-я, под командованием генерал-майора Дитерихса, численностью около 8 тысяч, и 4-я, под командованием генерала Леонтьева, численностью около 10 тысяч. В соответствии с франко-русским соглашением бригады формировались из двух полков трехбатальонного состава и одного маршевого батальона. Соединения отправлялись в Грецию из Архангельска через Францию, где они получали вооружение и обеспечение вспомогательных служб: связи, тыловой, медицинской.

Первые русские солдаты высадились в салоникском порту 30 июня 1916 года. По прибытии всего контингента он был включен в состав Восточной армии Антанты, насчитывававшей в целом 360 тыс. солдат. Главнокомандующим армии был француз Морис Саррай. Уже в сентябре 1917 г. русские бригады приняли участие в наступлении на Флорину, где отличились массовым героизмом, потерпев и первые потери. Зимой 1916-1917 гг. шли преимущественно позиционные, не кровопролитные бои, однако многие солдаты погибли в результате крайне антисантитарной обстановки и различных эпидемий. Весной 1917-го бригады участвовали в нескольких наступательных операциях.

После Февральской революции положение кардинально изменилось: среди солдат началось брожение, поначалу незначительное, но со временем перешедшее в развал всего корпуса, несмотря на попытки французского командования этому противостоять. Дисциплина резко упала, происходили случаи отказа выхода на позиции, а также дезертирства и братания с противниками-болгарами. В июне 1917 г. две бригады были объединены в одну пехотную дивизию под командованием Дитерихса, но это ничего не изменило.

В конце концов в январе 1918-го русская дивизия была расформирована солдатам было объявлено, что они поступают в распоряжение французского правительства. Разными путями воины возвращались на родину последние партии прибыли в 1923 г., а многие навсегда остались за границей.

В целом русское участие на Салоникском фронте, отмеченное рядом успешных операций, не принесло Антанте тех «дивидендов», на которые она рассчитывала.

Об этой истории теперь напоминает кладбище Зейтинлик, самое большое из военных кладбищ в Греции. Здесь покоятся двадцать с половиной тысяч солдат Антанты, павших на Македонском фронте: более восьми тысяч французов, семь с половиной тысяч сербов, около трех тысяч итальянцев, 1600 британцев, 400 русских.

Местоположение кладбища было выбрано не случайно: в этом периферийном районе Салоник (топоним Зейтинлик происходит от турецкого слова «zeitin», «болото») во время войны находился большой госпиталь, а при нем главный штаб сербской армии. Участок, где начались захоронения павших югославов, после окончания войны был подарен греческим правительством странам Антанты. В 1926 г. на нем начались работы по благоустройству, закончившиеся спустя десять лет. Первым, многолетним смотрителем кладбища стал черногорец Саво Михайлович, ветеран Македонского фронта. Сейчас здесь трудится его сын Георгий.

Главное украшение некрополя надгробный храм в византийском стиле, возведенный по проекту русского архитектора-эмигранта Николая Краснова. Надзирал за строительными работами зодчий Будимир Христодуло, посланник правительства Югославии. 11 ноября 1936 г., в 18-ю годовщину подписания Антантой мира с Германией, храм был торжественно освящен. И сейчас траурные церемонии сербов проходят здесь ежегодно именно 11 ноября.

Постройка представляет собой величественную двухэтажную усыпальницу, облицованную известняковыми плитами, специально привезенными из Сербии. На территории сербского участка высажены кипарисы, подаренные афонским сербским монастырем Хилендар.

Сразу за сербским участком следует русский. Это ряды стандартных мраморных крестов (установленных сербами) с именами павших воинов и порядковыми номерами. Надписи на крестах выполнены со стилизацией под церковно-славянскую вязь и по старой орфографии.

В 1930-х годах в среде русской эмиграции в Греции возник, по примеру югославов, почин по возведению на русском участке достойного мемориала. Союз русских эмигрантов Македонии-Фракии выпустил воззвание, в Афинах был учрежден даже комитет по сбору пожертвований на увековечивание памяти русских воинов, павших на Македонском фронте, под председательством супруги последнего российского посла в Афинах княгини С.И.Демидовой Сан-Донато. Однако бедствовавшие русские эмигранты не смогли собрать достаточных средств для этого строительства.

Во время Второй Мировой войны в Салониках сражались против нацистов некоторые русские партизаны и подпольщики. Самый известный среди них Георгий Иванов, казненный немцами 4 марта 1943 г. в Салониках. На улице Лангада ему установлен памятник, но местонахождение его могилы неизвестно.

Другие павшие подпольщики погребены на кладбище Зейтинлик, на одном участке с югославскими партизанами. Их могилы отмечены мраморными табличками.

Когда в 1996 г. в Салониках было восстановлено российское консульство, оно взяло попечительство над военным русским кладбищем. Ежегодное возложение венков от имени российского государства происходит 9 мая. Участвует генеральное консульство и в общих ежегодных церемониях 11 ноября.

В этом году русский мемориал наконец получил достойное оформление. По инициативе российского консульства в Салониках и преимущественно на государственные средства здесь открыт обелиск. Высотой почти три метра, он состоит из черной мраморной стелы, покоящейся на гранитном основании. В его верхней части герб России, внизу бронзовый лавровый венок. На фронтальной стороне надписи на русском и греческом языках: «Воинам России, павшим на земле Греции». Эти надписи обрамлены общим покрывалом и символически объединены укрепленным между ними восьмиконечным крестом, который на Западе называют «русским».

Памятник, официально открытый 9 мая, поставлен в створе дорожки, идущей между могилами участников двух мировых войн: он как будто объединяет судьбы воинов, погибших вдали от Родины.

Церемония открытия прошла необыкновенно торжественно после панихиды, отслуженной греческими священниками, павшим россиянам были отданы воинские почести. Почтить память солдат прибыли российские дипломаты, члены русской колонии в Салониках, представители греческих властей, включая мэра города и министра провинций Македонии и Фракии.

Автор нового монумента Георгий Кикотис, сын греков, эмигрировавших после гражданской войны 1948 года в Советский Союз. Георгий родился в 1968 г. в Алма-Ате и там же закончил художественное училище. После репатриации он продолжает работать в Греции как скульптор.

МИХАИЛ ТАЛАЛАЙ


Салоники Флоренция


©   "Русская мысль", Париж,
N 4328, 27 июля 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...   ... 
[ В Интернете вып. с 27.07.2000 ]