СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Сенаторы верят в победу

К итогам работы Совета Федерации образца 1996 года

Последнее перед каникулами заседание Совета Федерации изобиловало неожиданностями. Сенаторы порой вели себя не как упрямые политики, а скорее как умудренные опытом дипломаты, в лексиконе которых, как известно, отсутствует слово "нет".

С надеждой на суд

Даже те, кто ожидал положительного исхода голосования по закону о новом порядке формирования СФ (в том числе и корреспондент "РМ"), не могли предположить, что доработанный в согласительной комиссии палат парламента документ будет одобрен конституционным большинством сенаторов. Многие из них были категорически против самой концепции этого закона и полагали, что нынешний состав СФ, состоящий из глав регионов, самый что ни на есть оптимальный. Но когда дело дошло до голосования, две трети членов палаты дружно нажали кнопку "за".

Можно, конечно, предположить, что региональные лидеры вдруг испугались президентского гнева и не осмелились пойти против воли Кремля. Но что мешало им в таком случае объявить, как и в прошлый раз, когда первая редакция этого закона была столь же единодушно провалена, процедуру тайного голосования? Тем более что такое предложение своевременно поступило от коммунистов, возглавляющих законодательные собрания некоторых областей "красного пояса" России. Но оно не прошло. Значит, дело тут вовсе не в страхе.

Объяснение такого "странного" поведения сенаторов содержится в тексте самого закона, в котором указано, что парламент субъекта РФ и губернатор (президент) сами принимают решение о том, кто будет представлять законодательный и исполнительный органы власти региона в верхней палате. На этот счет имеется лишь одно ограничение: сенатор не может одновременно занимать другую государственную должность. А это значит, что тот же губернатор уже не сможет сам себя представлять в СФ. Но как раз эта статья закона является самой уязвимой и может быть опротестована в Конституционном суде. В конституции сказано, что депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе, на членов СФ эта норма не распространяется. И потому, как полагают эксперты, суд вполне может принять решение, что законодатель не имел права вводить дополнительное ограничение в обход конституции. Отмена одной только этой статьи закона позволит продлить существующий порядок формирования СФ как минимум до то момента, пока не будет изменена сама конституция.

Председатель Госсовета Татарстана Фарид Мухаметшин, например, публично заявил, что существует противоречие между предложенной президентом реформой СФ и конституцией. По его мнению, "прежде чем принимать закон о новом порядке формирования Совета Федерации, надо было внести изменения в действующую конституцию, где определен порядок формирования верхней палаты парламента". В противном случае, по словам влиятельного сенатора, представляющего один из самых "непослушных" регионов, "получается, что мы простым законом меняем конституционную норму". Мухаметшин полагает, что найдутся депутаты Думы, которые обратятся в КС по поводу осуществляемой реформы власти, но в крайнем случае такой запрос может поступить от самих сенаторов или из какого-либо региона.

Мухаметшин, кстати, критически относится и к идее создания Госсовета (уже одобренной президентом РФ). Если Госсовет будет состоять из руководителей части субъектов федерации, то это вызывает вопрос: "А почему нужно дискриминировать другие республики и области?" Но даже если ввести в Госсовет всех руководителей исполнительных органов власти, то где будут главы органов законодательной власти субъектов федерации? "На эти вопросы пока что нет ответов", сказал Мухаметшин.

С надеждой на центр

Вторая часть Налогового кодекса также была одобрена подавляющим большинством сенаторов, хотя еще за день до этого они дружно критиковали этот закон, сокращающий поступление в региональные бюджеты средств, собранных с налогоплательщиков. Два профильных комитета (бюджетный и по экономической политике) высказались за то, чтобы сам кодекс принять, но закон о введении его в действие отправить на доработку. А без этого закона кодекс оказался бы мертворожденным. Кому, спрашивается, нужен закон, который не действует? Правительство долго уговаривало сенаторов сменить гнев на милость, обещало, что весь дополнительный доход оно тут же отдаст обратно в регионы, только не в той пропорции, кто сколько заработал, а по справедливости, чтобы хоть немного выровнять уровень жизни граждан.

Нельзя сказать, что сенаторы поверили правительству на слово. Они согласились лишь, что эти обещания будут зафиксированы в специальном протоколе, который будет учитывать трехсторонняя комиссия, устанавливающая параметры федерального бюджета на 2001 год. Работа над бюджетом начнется уже в ближайшее время, и если правительство вдруг откажется вернуть регионам то, что они теряют в результате налоговой реформы, у бюджета не будет шансов пройти через СФ.

С надеждой на отсрочку

Лишь один принципиальный закон из президентского пакета был отклонен верхней палатой. Накануне заседания Путин прислал в СФ письмо, напоминая, что срок рассмотрения поправок в закон об общих принципах местного самоуправления уже истек и потому сенаторы обязаны направить принятый Думой закон на подпись президенту. Юристы СФ согласились с такой постановкой вопроса, однако спикер палаты Егор Строев заявил коллегам, что президент по телефону заявил обратное: что он, дескать, не подпишет закон, которым установлен порядок отстранения от власти органов и должностных лиц местного самоуправления, если его вначале не рассмотрит СФ.

Напрасно представитель президента в верхней палате убеждал сенаторов, что верить надо официальной бумаге, а не ссылкам на мифические телефонные разговоры. Вопрос был все-таки включен в повестку дня, после чего стало ясно, что к президенту этот закон не попадет. Ведь в нем губернаторы лишены права отстранять от власти мэров региональных столиц, с которыми у них возникает большинство разногласий. А снимать сельских старост это не так интересно. Закон возвращен в Думу, однако вопрос о нарушенном сроке его рассмотрения верхней палатой может стать предметом судебного разбирательства. Даже если Путин не станет обращаться в суд и подпишет данный документ, порядок принятия этого закона можно затем оспорить в КС. Возможно, парламенту придется вновь его обсуждать, что вполне устраивает сенаторов, которые хотят внести туда важные поправки.

С верой в победу

Вообще-то, по расхожему мнению, СФ сейчас очень напоминает ту самую унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла. Говорят, что сенаторы не только уступили Кремлю по всем позициям, но еще предлагают конституционную реформу, которая вообще может закончиться упразднением верхней палаты как таковой.

Однако искушенные в закулисных интригах губернаторы не случайно требуют созыва Конституционного собрания для внесения изменений в основной закон. Тот же Мухаметшин, например, объясняет такую позицию СФ тем, что "сейчас администрации Путина выгодно созвать Конституционное собрание, потому что в нынешней Думе большинство поддерживает инициативы Кремля", и "если есть намерение внести серьезные, грамотные правки в конституцию, то это нужно делать при этой Думе". Но в душе он и его коллеги наверняка рассчитывают изменить конституцию совсем не в том направлении, которое выгодно Кремлю. В Конституционном собрании мнения могут разойтись, и проект нового основного закона придется выносить на референдум. А тогда может случиться сенсация. Известно, что в России все решают не избиратели, а те, кто считает голоса. Центризбирком, даже если он и действует в интересах президента, не в состоянии манипулировать итогами всенародного голосования. Зато местные избирательные комиссии, полностью подчиняющиеся региональной власти, обеспечат именно тот результат, который выгоден губернаторам, и итоги референдума могут оказаться совсем не такими, как хотели бы в Кремле. Уповающий только на свой неизменно высокий рейтинг президент без поддержки региональных лидеров может остаться в проигрыше, и тогда новую российскую конституцию наверняка окрестят не "путинской", а "губернаторской".

КИРИЛЛ ПОПОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4329, 03 августа 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...   ... 
[ В Интернете вып. с 02.08.2000 ]