МНЕНИЯ, ОЦЕНКИ, ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

 

Я иду по ковру,
ты идешь, пока врешь...

Обзор вариантов
развития государства Российского
на ближайшие годы

Арест главы холдинга "Медиа-Мост" Владимира Гусинского 13 июня и его освобождение через три дня напоминают анекдот советских времен о посадке картошки на Чукотке. "Вчера посадили, сегодня выкапываем", с характерным акцентом объясняет столичным гостям председатель чукотского сельсовета. "Что, так быстро растет?" "Нет, кушать хочется". Место председателя сельсовета заняла Генеральная прокуратура. Роль картошки отвели Гусинскому. Гарантом обеспечения прокуратуры едой стал президент Владимир Путин.

Этапы большого пути

Несколько месяцев назад, будучи простым премьер-министром, Путин выступал перед расширенным командным активом силовых органов. Со скромной гордостью, поданной в специфически шутливой форме, он сказал, что рад доложить присутствующим товарищам: полученное от них задание "внедриться в правительство и работать под его прикрытием" успешно выполнено. Товарищи поняли шутку и приняли ее с воодушевлением. Успех на фронте исполнительной власти был закреплен на фронте власти законодательной. Выборы 19 декабря 1999 г. привели к созданию мощного депутатского корпуса, способного обеспечить проведение любого нужного закона. Так состоялся первый этап операции захвата власти в России силовыми органами.

Следующий шаг был не менее успешен. На президентских выборах 26 марта больше половины пришедшего на выборы населения страны проголосовало за Владимира Путина. Этим завершился второй этап операции. Роль специального публичного доклада перед товарищами выполнила официальная церемония инаугурации в Кремле 7 мая.

Сейчас третий этап. Он проводится в существующем конституционном поле, что принципиально важно. Помимо стандартных действий (формирование нового правительства и его программы), этот этап включает формирование жесткой властной вертикали. Новые административные округа и правильная расстановка кадров в них должны обеспечить контроль над процессами в стране и регионах. Сформированные в округах филиалы Генеральной прокуратуры призваны, как заявил президент, создать условия для оперативного принятия нужных судебных решений. Это потребуется, когда придется круто разбираться с губернаторами и оппозицией на местах. Перечень открытых действий завершает создание структуры Совета безопасности, позволяющей вынести решение государственных вопросов за пределы правительства, и формирование официальной партии власти на базе депутатской фракции "Единство".

В текстах интервью г-на Путина и красноречивых "психологических жестах", сопровождающих его публичные высказывания, просматриваются особо не афишируемые дополнительные меры, обозначающие пока работу, так сказать, "под прикрытием демократических конституционных норм". К ним относятся:

Программу третьего этапа предполагается, судя по всему, полностью осуществить в течение ближайших двух-трех лет.

Четвертый этап внесение изменений в конституцию, закрепляющих власть спецслужб и дающих возможность Путину продлить срок президентства еще минимум на четыре года.

Пятый этап, надо полагать, вписывается в концовку, характерную для русских сказок: и стали они жить-поживать да добра наживать.

Все в стране будет "схвачено". В союзе с правильной интеллигенцией будет сформулирована правильная национальная идея. Чечня будет разгромлена и превращена в полноценный субъект федерации. Мощь бывшей империи засияет вновь. Другие страны Россию будут бояться, как раньше. Бояться и потому уважать. А врагам будет неповадно любым, как внешним, так и внутренним. И в результате Россия почему-то обязательно станет богатой и процветающей.

Партия Путина и КПСС

Недавно мы слышали скептические комментарии политиков и экспертов по поводу новой партии власти, созданной на базе фракции "Единство". Мол, ждет ее та же участь, что и партию Черномырдина или Лужкова с Примаковым. Стоп. За Черномырдиным или Лужковым стояли чиновники, а за Путиным стоит аппарат КГБ.

Неверно говорить, что в советские времена вся власть принадлежала КПСС. Ей принадлежал 51% власти, 49% было у КГБ.

Были периоды, когда на самом верху, в политбюро, влияние КГБ было незначительным. Зато внизу, где власть партии переходила в реальную власть над народом, КГБ всегда держал контрольный пакет. Мнение первого отдела было обязательным для всех партийных чиновников, управлявших делами любого предприятия или ведомства. С конца 60-х и до смерти Андропов с филигранной точностью выстроил баланс между внешними формами власти КПСС и внутренними формами власти КГБ внутри КПСС.

Горбачев, кстати, прекрасно использовал этот баланс при проведении перестройки. В каком-то смысле сейчас Путин "восстанавливает справедливость", пытаясь оплатить счета, которые к началу 90-х отказался оплачивать Горбачев, получив в ответ август 1991-го.

На рубеже 80-90-х рухнули внешние формы власти КПСС. Но внутренние формы сохранили свой потенциал. Партия номинально лишилась своей инфраструктуры зданий, линий связи и т.д. А КГБ нет. Был смещен фактически только памятник Феликсу Дзержинскому с Лубянской площади.

В КГБ, пронизанном духом тотальной тайной власти над всеми институтами государства и частными людьми, власти не декларативной, а фактической, господствовавшая коммунистическая идеология осознавалась как чисто функциональное обстоятельство. Православие рассматривалось как альтернативный политико-идеологический ресурс. Диссидентство тоже. Там культивировалась технология тайного повязывания людей и социализации установленных связей, несравненно более широкая, гибкая и маневренная, чем в КПСС.

Так что партия Путина и любая другая "партия власти" последнего десятилетия не одно и то же.

Нужно ли возрождать КПСС, чтобы возродить ее управленческий потенциал? Конечно, нет. Красные тряпки, раздражающие противников коммунизма, больше никому не нужны. Можно вполне обойтись и без них.

Блины комом встали на поток

Успех Путина в завоевании власти был головокружительным. Однако реальный двигатель этого успеха известен всем: страх Ельцина за личную безопасность и безопасность своей семьи. К интересам страны это не имеет отношения. Другой "двигатель", вытолкнувший Путина во власть, война в Чечне. Проблема Чечни унаследована от царского и сталинского режимов. Как часть проблемы Закавказья, она относится к важнейшим проблемам российской государственности. Однако превращение ее в средство достижения личных целей "семьи" сделало практическую политику России в ее решении тоже имеющей мало отношения к интересам страны.

За время, прошедшее после инаугурации, президент сделал или санкционировал более чем достаточно заявлений, компрометирующих высшую власть страны. Уместные в докладе вышестоящему начальнику, они оказались непригодными для публичной политики.

Правильные вальяжные заявления премьер-министра Михаила Касьянова, демократическое прошлое министра Германа Грефа, внешние признаки разумного мышления в экономике, играющие с носорогом в домино "новые эксперты" под предводительством Глеба Павловского, заявления Путина о приверженности демократическим нормам и ценностям, все это вызывает больше сомнений, чем доверия.

В современной России сменить правительство и его программу (не говоря о привлеченных экспертах) можно в два счета опыт есть. Очевидно, что кардинальные вопросы управления страной все более переходят от правительства к Совету безопасности, где ведущие роли принадлежат представителям ФСБ. Однако если судить по результатам, то они часто далеко не те, что нужны спецслужбам. Политика Путина наталкивается на активное противостояние делового мира, общественных институтов, политических сил разной направленности.

По данным агентства monitoring.ru, более 20 миллионов взрослых россиян со средним возрастом 33 года интегрированы в широкий мир через Интернет либо сами, либо через своих ближайших друзей. 85% из них живут в провинции. Это образованные люди с открытым сознанием, составляющие самую активную часть населения. Эта среда, а ее численность растет, не примет идей управления, основанных на идеологическом насилии и политическом сыске. Время другое. В России потенциал противодействия духу реставрации сталинских по сути политических методов шире, чем представляют себе "твердые путинцы".

Двойной экзамен

На глазах всего мира в политическое пространство России со сверхзвуковой скоростью врезалась комета. По историческим меркам мгновенно (года не прошло) сформировалась новая политическая сила, которая до сих пор не выходила на уровень публичной политики, но когда-то была важнейшим элементом советской тоталитарной системы. В руках этой силы колоссальные властные полномочия и организационные ресурсы: вторая по величине фракция в Думе, высшая государственная власть в лице президента, правительство. Сейчас мы наблюдаем эффект ударной волны, от которой режет уши и дрожат стекла.

Происходящее это "двойной экзамен", в котором каждая из сторон видит себя экзаменатором. Выдержит ли этот экзамен сложившаяся к настоящему моменту государственная система и ее институты? Пока трудно сказать.

Несомненно, что для новой со старыми отметинами политической силы это тоже экзамен. Заявка спецслужб на захват власти принята населением и на три четверти удовлетворена. Но это пока. Те, кто привык быть незаметными разведчиками и соглядатаями, должны отстоять право быть публичными политиками в условиях новой России со значительной частью населения, в особенности молодежи, не отравленной страхом перед спецслужбами.

Что нас ждет?

СЕРГЕЙ ЧЕСНОКОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4329, 03 августа 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...   ... 
[ В Интернете вып. с 02.08.2000 ]