ДУХОВНЫЕ ПУТИ

 

К столетию со дня смерти Владимира Соловьева

Владимир Соловьев
как лирический поэт

Гениальное стихотворение Блока "Предчувствую Тебя..." снабжено эпиграфом:

Это последние строки стихотворения Соловьева "Зачем слова?", причем последние два слова "тоскуя и любя" Блок вставил в текст своего стихотворения. Вот эти два шедевра:

Владимир Соловьев (1892):

Александр Блок (4 июля 1901):

Прочитанные подряд, оба стихотворения составляют как бы одно произведение, где лирическая тема тема идеальной любви выражена очень глубоко и по-разному, но чувствуется духовная преемственность.

*

Стихотворение Соловьева начинается с мучительного вопроса "Зачем слова?", обращенного к своей, скажем так, Беатриче, который задает тон и смысл всему произведению. Страстный порыв в следующих трех строках гасится безнадежным вопросом, этот порыв превращается в " тайный вздох немеющей любви". У влюбленного поэта другое призвание в этой жизни он же мыслитель, философ, он должен разрешить основы бытия. Грезы забыты. Но пульсирующий от грез поэта мировой эфир всегда трепещет "у милого порога".

Вот так может произойти мистическое свидание духа поэта воздушной дорогой! со своей Беатриче. Именно духа поэта... сам поэт как человек для Беатриче как бы не существует. У Данте наоборот: жив поэт, Беатриче умерла, поэт любит дух Беатриче. Мистичность такого действа усилена у Соловьева в третьей строфе:

Дух поэта изменяет сознание предмета любви, плодотворная "работа" любви приводит к преображению всего духовного облика любимой женщины, и она восходит к новому, более глубокому бытию к "новой жизни", провозглашенной еще Данте, сказавшим:

Я думаю, что это стихотворение Соловьева стало завершением исканий русской лирической поэзии XIX века. Феномен "Серебряного века" русской поэзии был духовно подготовлен Соловьевым как поэтом и мыслителем.

Завершение лирики XIX века...

В первую очередь надо сказать о великом поэте того времени Афанасии Фете, учениками которого в высшем смысле признавали себя и Соловьев, и Блок. В поэзии Фета как-то мучительно соединились русский байронизм с возвышенной лирикой гигантов Возрождения. Вот лирическое кредо Фета (1850):

Мучительная жажда страданий от неразделенной любви доведена у Фета до высочайшей степени (1852):

Не мог жить Фет без подобной экстатичности, она была сферой эмоциональной жизни поэта. Еще (1887):

Вот они "воздушные пути" Фета, Соловьева, Блока, Пастернака...

*

В конце XIX начале ХХ века тень близких катаклизмов, предчувствие мировой катастрофы повисла над Европой, центром мировой культуры. Это сразу же отразилось на мироощущении поэтов. Фет и Соловьев, как они различны! Но вот явилась гигантская фигура Блока, и трагизм его поэзии поистине превратился во всеобемлющии,

В концентрированном виде Блок выразил всего себя в "Предчувствую Тебя...". Там все дышит космическим льдом: "...весь горизонт в огне / И ясен нестерпимо... но страшно мне: изменишь облик Ты... смертельные мечты"... и вновь: "...изменишь облик Ты". И это все о своей Беатриче! Блок страшится встречи с "Беатриче": он предчувствовал, что она изменит идеалу поэта. "О, как паду и горестно и низко", пророчествовал поэт о своей судьбе. Ведь знал Блок, что не надо... знамение даже было: мертвый щегленок лежал на дорожке парка, где гуляли Блок и Люба Менделеева. Более того, в стихах того периода Блок много писал о желательности смерти "любимого созданья", ибо "блажен утративший создание любви". Блоку было страшно превратить свою Беатриче в повседневщину, в обычную женщину, в свою жену. Поэт все же ринулся навстречу своей судьбе... итог известен. Но остались бессмертные "Стихи о Прекрасной Даме", полные поистине космической трагедийности. Без Любы Менделеевой их бы не было.

Владимир Соловьев шел в своей лирике и в жизни путем Данте, отряхнув с себя "тяжкий сон житейского сознанья".

Несомненно, Владимир Соловьев явился для Блока духовным учителем, хотя их жизненные пути и судьбы были столь различны. Где кончил Соловьев, там начал Блок. Шедевр Соловьева "Зачем слова..." навсегда останется в русской лирике.

БОРИС СОСНОВСКИЙ


Мюнхен


©   "Русская мысль", Париж,
N 4329, 03 августа 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...   ... 
[ В Интернете вып. с 03.08.2000 ]