СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Госсовет
возглавит президент

Членам Госсовета предоставлено право... давать советы

1 сентября Владимир Путин подписал указ об образовании Государственного совета Российской Федерации, вступивший в силу со дня подписания. В преамбуле указа отмечается, что он принят "в целях согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти". Но всем ясно, что президент всего лишь создает видимость коллегиальности при решении важных для страны вопросов, стараясьуспокоить губернаторов, недовольных тем, что их изгоняют из Совета Федерации.

По положению о Госсовете, приложенному к указу, он формируется следующим образом: в его составе будет председатель (этот пост по должности занимает глава государства) и члены, участвующие в работе Госсовета на общественных началах. Членами Госсовета становятся также высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ. Однако по решению президента в этот орган могут войти и бывшие главы регионов, но при условии, что они занимали там губернаторские или президентские кресла как минимум два срока.

Это неожиданный для многих поворот событий. Ранее предполагалось, что в Госсовете будет 89 региональных лидеров, а также за "заслуги перед отечеством" туда пригласят экс-президента СССР Михаила Горбачева и первого президента России Бориса Ельцина. Однако против этого резко выступили коммунисты во главе с Геннадием Зюгановым и некоторые губернаторы. Но Путину очень хотелось, чтобы среди его новых "советников" было больше людей, одобряющих нынешнюю политику Кремля. И тогда была найдена хитроумная формулировка, позволяющая Путину загрузить (пусть на общественных началах) работой тех региональных лидеров, которые не имели права в третий раз баллотироваться на свой пост и ушли в отставку.

Для решения оперативных вопросов формируется президиум Госсовета в составе семи членов. Персональный состав президиума определяется президентом РФ и подлежит ротации раз в полгода. 2 сентября обнародован первый состав президиума. В "великолепную семерку" Путин включил мэра Москвы Юрия Лужкова и губернатора Санкт-Петербурга Владимира Яковлева, президента Татарстана Минтимера Шаймиева, председателя Госсовета Дагестана Магомедали Магомедова, а также губернаторов Томской и Тюменской областей Виктора Кресса и Леонида Рокецкого и Хабаровского края Виктора Ишаева.

Именно эти семь человек получат регулярный доступ к президенту. В Кремле говорят, что Путин отобрал для работы в президиуме самых влиятельных региональных лидеров, однако это не совсем так. Просто был тщательно соблюден территориальный принцип: в президиуме представлены все семь федеральных округов. При этом здесь есть главы и республик, и краев, и областей, и городов федерального значения. В президиум попали даже те, у кого отношения с Путиным непростые. Но и Лужков, и Шаймиев никогда не становились в открытую оппозицию Кремлю. А их особое мнение по ряду вопросов можно будет выслушать и... игнорировать: решения Госсовета все равно будут приниматься большинством голосов, а иногда (по вопросам, имеющим особое государственное значение) путем достижения консенсуса. К тому же эти решения будут служить лишь основой для президентских указов, которые глава государства не обязан подписывать. Правда, при необходимости решения Госсовета могут оформляться указами, распоряжениями или поручениями президента.

Госсовет может рассматривать проекты федеральных законов, а также обсуждать основные вопросы кадровой политики и другие вопросы, имеющие важное государственное значение. Но лишь по предложению президента. И вообще именно президент остается на заседаниях Госсовета не только главным, но, похоже, и единственным лицом, имеющим право принимать действительно принципиальные решения. Советы, которые он пожелает принять во внимание, будут служить ширмой для уже подготовленных указов. Зато в тех случаях, когда президент колеблется и не знает, что ему делать, всю ответственность за сложные решения можно списать на членов Госсовета.

Именно президент определяет место и время проведения заседаний Госсовета и его президиума, председательствует на заседаниях того и другого, формирует на основе предложений членов президиума Госсовета план его работы и повестку дня очередного заседания. Таким образом, никто, кроме президента, не может взять на себя инициативу обсуждения важных вопросов, волнующих общественность. Если глава государства захочет решать эти вопросы кулуарно, никто не сможет ему помешать. А если захочет опереться на решение Госсовета, то оно наверняка (на губернаторов можно и надавить) будет принято и оформлено протоколом, который подписывает секретарь Госсовета очень важный человек при новом органе.

Согласно положению о Госсовете, секретарем по решению президента назначается один из заместителей руководителя администрации президента, тоже работающий на общественных началах. Пока эти функции поручено исполнять Александру Абрамову. Секретарь Госсовета, кстати, не входит в его состав, но именно он обеспечивает подготовку проекта плана работы Госсовета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям, а также проектов соответствующих решений. Следовательно, секретарь имеет даже больше полномочий, чем члены Госсовета, и его роль в процессе выработки любых решений трудно переоценить. Однако если секретарь Госсовета будет лишь исполнять указания своего непосредственного начальника, то именно глава президентской администрации окажется настоящим "серым кардиналом", способным влиять на политические решения, оформленные именем Госсовета.

КИРИЛЛ ПОПОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4331, 7 сентября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...    
[ В Интернете вып. с 06.09.2000 ]