КНИЖНАЯ ПОЛКА |
Недавно в Германии вышла книга Ганса Герберта фон Арнима "О красивой видимости демократии". Автор известен работами "Депутат, партия и деньги" и "Жирное брюхо правит неохотно". Безусловный сторонник западной демократии, он не оставляет камня на камне от реально существующей в Германии демократии, сознавая, что она далеко не худшая на этой политической планете.
Hans Herbert von Arnim.
Vom schoenen Schein der Demokratie.
Зерном демократии фон Арним считает ответственность ее представителей перед народом, перед государством, чего, по его мнению, не хватает в германской демократии. Причину такого положеия фон Арним видит в федеративном устройстве Германии, в том, как оно функционирует.
Было бы наивным полагать, что перестройка вертикальной власти в России, ограничение прав субъектов федерации это причуда российского президента. Даже в такой образцовой демократии, как немецкая, демократическое развитие тормозится как раз на уровне субъектов федерации. Во всяком случае так думает политолог фон Арним. Корни этой слабости демократии он видит в реформах Бисмарка. Федерализм, созданный Бисмарком, ведет к резкому ослаблению власти парламента. Именно на земельном уровне возникает тип политика-профессионала, который прежде всего заботится об удовлетворении своих личных интересов, даже если не корыстных, то во всяком случае политических. Эта зараза идет снизу вверх, в результате чего, например, канцлер Коль для удовлетворения этого личного политического интереса пошел на преступление (надо заметить, что автор тут поспешил: преступность действий Коля еще не доказана. Однако нарушение определенных правил политической игры в интересах партии налицо, и для Коля такие действия были само собой разумеющимися).
При действующей демократии, принимая какие-либо решения, политики должны думать, как к ним отнесется народ, а не политические приятели или противники. Фон Арним цитирует основную мысль из Геттисбергского обращения Авраама Линкольна: при демократии правительство народа действует через народ и для народа. В нынешних же демократиях правительства представляют собой некие картели, которые принимают решения для себя, а не для народа.
Федерализм не укрепляет участие народа в политических решениях, а наоборот препятствует его волеизъявлению. В теории федерализма утверждается, что при федеративном устройстве народ больше участвует во власти. При анализе действительной ситуации в Германии выясняется, что как раз в землях народ частично или же полностью лишен возможности участия в принятии решений. Фон Арним нашел бы еще больше иллюстраций в России, где демократии тем меньше, чем дальше от центра.
Фон Арним предлагает сделать из демократии профессиональных политиков демократию для народа, опираясь на основной закон, конституцию ФРГ, которую считает вполне демократической. И опять можно вспомнить о конституции Российской Федерации, в демократическом характере которой трудно усомниться. Не без некоторой наивности фон Арним считает, что реализация демократических принципов, заложенных в конституции, возможна лишь при установлении строгого народного контроля.
При всех достаточно метких замечаниях о провалах демократии в Германии фон Арним все же не избежал преувеличений. Он пишет так, как будто в нынешней Германии разразился кризис демократии и народ полностью исключен из политического процесса. Он проходит мимо широкого участия граждан ФРГ в выборах на всех уровнях и, главное, не обращает внимания на то, с какой серьезностью они выбирают депутатов: стоит политикам какой-либо партии проштрафиться, как их партия теряет всякие шансы получить большинство в Бундестаге. Это весьма отличается от ситуации в России, где избиратели голосуют, и подчас страстно, просто за преступника или хотя бы человека, весьма крепко скомпрометированного. В Германии это исключено. Забывает фон Арним и о массовом участии немцев в муниципальных органах власти, причем не за оплату, а на общественных началах.
Автор книги "О красивой видимости демократии" выступает за самое широкое применение принципов прямой демократии в этом отношении вряд ли с ним будет спорить сторонник той формы демократии, о которой говорил Авраам Линкольн.
ГЕРМАН АНДРЕЕВ
Витория (Испания)
© "Русская мысль", Париж,
N 4331, 7 сентября 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 07.09.2000 ] |
|
|