ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ |
Топливный кризис, переживаемый странами Западной Европы из-за высоких цен на нефть, в очередной раз привлек интерес к Ираку. До войны в Кувейте Ирак был одним из самых крупных экспортеров нефти на мировом рынке, поэтому каждый раз, когда цены на нефть поднимаются, заходит речь о снятии санкций, наложенных ООН. Один из главных аргументов в пользу снятия санкций то, что основная тяжесть санкций ложится на простых граждан Ирака.
За последние два месяца интерес к Ираку был подогрет не только высокими ценами на нефть, но и еще несколькими моментами. Во-первых, появились сведения о том, что президент Ирака Саддам Хуссейн болен раком и что вскоре власть в Багдаде может смениться. Во-вторых, целый ряд стран в последние два месяца направили в Ирак свои самолеты с "гуманитарной помощью", и встал вопрос, способна ли ООН контролировать потоки грузов в Багдад. В числе этих стран были, в частности, Франция, Индия, Сирия и Россия. Кроме того, в последние месяцы Ирак посетили делегации некоторых российских компаний.
Советский Союз и Ирак в прежние годы связывали добрососедские отношения и близкие воззрения на проблему урегулирования ближневосточного конфликта. Ирак активно закупал советское оружие и различную технику. Одним из проводников российской политики в Ираке был Евгений Примаков, лично знакомый с президентом Хусейном.
Положение изменилось после войны в Кувейте и введения ООН санкций против Ирака. Это почти совпало с распадом СССР, но контакты России с Ираком не прерывались. В отношении санкций Россия выступает скорее в роли адвоката Ирака, нежели обвинителя, в частности предлагая составить перечень условий, после выполнения которых санкции могут быть сняты. В сентябре Россия выступила за сокращение части фондов, которые выплачивает Ирак в качестве компенсаций за войну в Персидском заливе. Эти средства поступают в Багдад по линии программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие". Проект резолюции был направлен другим четырем постоянным членам Совета Безопасности ООН Великобритании, КНР, США и Франции. Российское предложение предусматривает уменьшение этой доли отчислений с 30 до 20%.
С 1996 г. российские компании являются операторами по реализации иракской нефти, которая поставляется в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". В августе нынешнего года в рамках восьмой фазы программы российские компании получили квоту примерно в 14 млн. тонн нефти, что составило около трети всего объема реализуемой нефти.
Интерес России к Ираку связан с экономическими возможностями сотрудничества. Руководители Ирака неоднократно заявляли, что готовы начать погашать свой долг в несколько миллиардов долларов за поставки российского оружия после того, как будут сняты санкции ООН. Кроме того, после двух войн и десятилетия санкций Багдад нуждается в модернизации своих вооружений. Главным конкурентом России на иракском рынке выступает Франция, и совсем не случайно, что оттуда прилетел в Ирак самолет с "гуманитарной помощью". Одновременно Ирак заявил, что рассматривает возможность купить 20 собирающихся во Франции пассажирских "Аэробусов".
Одним из главных направлений сотрудничества России и Ирака может стать нефтяная промышленность. На прошлой неделе первый заместитель премьер-министра Ирака Тарик Азиз заявил, что его страна готова предоставить российским нефтяным компаниям ряд привилегий. Еще в марте 1997 г. российские компании подписали контракт на разработку иракского нефтяного месторождения Западная Курна. С российской стороны участниками проекта стали "ЛУКойл", "Зарубежнефть" и "Машиноимпорт". Уже тогда специальные условия налогообложения предусматривали выплату министерством нефти Ирака всех иракских налогов от имени иностранных компаний, освобождение иностранного персонала "контрактора" от иракских налогов, а его имущества от экспортных и таможенных пошлин.
В нынешнем году Ирак посетили представители нескольких российских нефтяных компаний. В мае открыла свое представительство в Багдаде "Славнефть". Ее нынешний президент Михаил Гуцериев, еще будучи депутатом Государственной Думы, неоднократно посещал Ирак и установил знакомства в правящих верхах. В первой половине следующего года "Славнефть" намерена подписать с правительством Ирака соглашение о разработке и полном обслуживании выбранного компанией месторождения. По словам вице-президента компании Андрея Шторха, "Славнефть" готова инвестировать в иракские проекты до 100 млн. долл. ежегодно. Пока же она на безвозмездной основе готовит иракских специалистов в Московском институте нефти и газа им. Губкина.
Кроме "Славнефти", Ирак посетила делегация во главе с президентом Центральной нефтяной компании Юрием Шафраником (бывший министр топлива и энергетики), а также делегация компании "Стройтрансгаз". "Стройтрансгаз" совместно с "Зарубежнефтью" участвует в четырех тендерах на строительство предприятий нефтегазового комплекса Ирака в рамках, предусмотренных комитетом ООН по санкциям. Компания также рассматривает возможность участия в жилищном строительстве и строительстве дорог в Ираке. Президент "Стройтрансгаза" Арнгольт Беккер был принят вице-премьером Ирака Тариком Азизом и заявил, что выступает против санкций: "Их следует отменить. Они должны быть другого характера. Санкции не должны ставить на колени целый народ".
С визитом делегации "Стройтрансгаза" связана одна любопытная деталь. Члены делегации прибыли на самолете авиакомпании "Газпромавиа". Незадолго до этого крупнейшая российская авиакомпания "Аэрофлот" выразила намерение начать регулярные "гуманитарные рейсы" в Багдад и открыть там свое представительство. Однако с предупреждением в адрес "Аэрофлота" выступила госсекретарь США Мадлен Олбрайт, и "Аэрофлот" решил не рисковать, чтобы не потерять рейсов в США.
Интерес, который российские компании проявляют к Ираку, не в последнюю очередь связан с ростом российской экономики и поступлениями от высоких цен на нефть. Они готовы участвовать в новых проектах, искать новые сферы приложения своих усилий. Российские технологии не всегда могут конкурировать с западными, но на рынках развивающихся стран пока оказываются вполне конкурентоспособными. На руку России играет и политическая обстановка в регионе. Впрочем, российской стороне еще предстоит как следует взвесить все плюсы и минусы от контактов с Багдадом, чтобы, сохраняя самостоятельность, не расстроить отношений с партнерами на Западе.
АНВАР АМИРОВ
Москва
©[an error occurred while processing this directive]"Русская мысль", Париж,
N 4335, 05 октября 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 05.10.2000 ] |
|
|