РОССИЯ СЕГОДНЯ |
Как и в прошлом году, наступление осени пока не принесло серьезного обострения социально-политической напряженности. Относительная экономическая и политическая стабилизация способствовала значительному снижению забастовочной активности: крупных акций протеста практически не происходит. Самые громкие события связаны сейчас не столько с требованиями выплаты зарплаты шахтерам и бюджетникам, сколько с попытками передела собственности, причем противоборствующие стороны мобилизуют на помощь себе правоохранительные органы, трудовые коллективы, а также "массовку" активистов радикальных политических движений. Рекордсменом по числу подобных акций остается Свердловская область. Вслед за столкновениями вокруг Качканарского горно-обогатительного комбината и Серовского металлургического завода в сентябре развернулись битвы на екатеринбургском "Уралхиммаше".
Вкратце история борьбы выглядит следующим образом. Руководство "Уралхиммаша" в свое время "приватизировало" комбинат под себя. Однако несколько месяцев назад крупный уральский предприниматель Павел Федулев приступил к скупке акций "Уралхиммаша". В результате 4 сентября состоялись два параллельных собрания акционеров, на каждом из которых, по уверениям организаторов, были представлены владельцы более чем 50% акций. Впоследствии суды различных инстанций вынесли противоречащие друг другу решения, а сторонники Федулева заняли кабинеты в заводоуправлении и забаррикадировались там.
На выручку прежнему руководству пришло движение "Май" во главе со своим идеологом предпринимателем Антоном Баковым. Последний не участвует в переделе "Уралхиммаша" напрямую, но в стремлении насолить Федулеву, своему главному конкуренту, готов поддержать любых его противников. Активисты "Мая" устроили штурм заводоуправления с применением таких нетрадиционных методов, как транспортировка "группы захвата" на 3-й этаж здания посредством подъемного крана, предназначенного для покраски высотных домов. При этом, как уверяют очевидцы, штурм был отложен на несколько минут по просьбе местных тележурналистов, устраивавших прямое включение для выпуска новостей. В результате столкновений с применением палок и даже клюшек для гольфа пострадали несколько человек, а затем милиция вывела представителей конфликтующих сторон из помещения.
События вызвали оживленный резонанс в стране: кадры из Екатеринбурга были показаны всеми ведущими телекомпаниями, Мингосимущество выразило сожаление в связи с угрозой снижения инвестиционной привлекательности российских предприятий и пообещало срочно подготовить поправки к закону об акционерных обществах, дабы не допустить повторения подобных эксцессов. Сейчас здание заводоуправления закрыто, а работники отправлены "на картошку". Судьбу "Уралхиммаша" предстоит решать собранию акционеров, которое должно пройти в ноябре.
Весьма любопытна и подоплека конфликта. Оба главных оппонента, Павел Федулев и Антон Баков, личности, скажем так, со сложной биографией. Описывая жизненные пути этих бизнесменов, многие журналисты с помощью различных эвфемизмов (а иногда и прямо) намекают на их связь (хотя бы в прошлом) с криминальным миром. Впрочем, репутация Свердловской области в этом плане всегда была не на высоте.
Однако в судьбе Федулева и Бакова есть и немало различий. Федулева считают человеком, близким к губернатору Эдуарду Росселю. Правда, в ходе очередного передела сфер влияния предприниматель не поладил с правоохранительными органами и некоторое время провел в следственном изоляторе. Но впоследствии он был освобожден и продолжил экспансию (объектами которой оставались недруги губернатора).
По-иному сложилась жизнь Бакова. Его основным союзником стал Александр Бурков. В начале 90-х Бурков работал в Рабочем центре экономических реформ (один из мозговых центров "молодых реформаторов"), затем возглавлял Свердловский областной комитет по имуществу, а во второй половине 90-х неожиданно перековался в политика, создав полусоциалистическое-полуанархистское движение "Май". Его активисты совершили несколько самовольных захватов "трудящимися" предприятий в Свердловской области. В ряде случаев действия "Мая" удивительным образом совпадали с коммерческими интересами Бакова. (Надо признать, что Урал в этом отношении не уникален: известны случаи, когда в Москве лидеры обществ обманутых банковских вкладчиков устраивали демонстрации перед "недоговороспособными" государственными учреждениями в поддержку руководителей лопнувших банков). Воодушевленные активностью "Мая" (попутно отбиравшего голоса у коммунистов), уральцы закрыли глаза на прошлое Буркова (организация приватизации в области) и на бизнес ставшего главным идеологом "Мая" Бакова (контролировавшего крупные металлургические и водочные предприятия). Прошлым летом Бурков вышел во второй тур губернаторских выборов, опередив даже мэра Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.
В схватке за "Уралхиммаш" пристрастия Чернецкого и "Мая" совпали. Мэр выступил на стороне руководства предприятия (своих бывших подчиненных), а Баков не мог остаться безучастным к борьбе с Федулевым. Именно активисты "Мая" стали ударной силой штурма заводоуправления "Уралхиммаша". Любопытно, что губернатор и областное правительство остереглись открыто поддержать Федулева. Помимо прочего, это связано с активностью федерального центра, представители которого несколько раз обещали тщательно разобраться в специфике взаимоотношений власти и бизнеса на Урале. Россель предпочел "не засвечиваться", поскольку этим наверняка попытался бы воспользоваться полпред президента в Уральском федеральном округе Петр Латышев. Правда, пока "наместник" Путина упражняется в Екатеринбурге не столько в установлении диктатуры закона, сколько в "проглатывании чижиков": городские школьники провели уже несколько демонстраций протеста против попыток передать под резиденцию Латышева местный Дом детского творчества.
После того как противоборствующие стороны покинули офис "Уралхиммаша", свои посреднические услуги предложил все тот же Чернецкий. В результате Федулев отказался от претензий на комбинат. Правда, прежним владельцам рано праздновать победу. По утверждению Федулева, свои акции он продал фирме "Севергазкомплект" дочернему предприятию "Газпрома". Если это так, то, пожертвовав "Уралхиммашем", предприниматель получает шанс расширить деловые связи уже на федеральном уровне, дабы впоследствии использовать их в интересах своего бизнеса.
ВЛАДИСЛАВ САХАРЧУК
Москва
©[an error occurred while processing this directive]"Русская мысль", Париж,
N 4335, 05 октября 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 05.10.2000 ] |
|
|