ПУТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Рабочий дневник
Р а с т р е л л и

В Санкт-Петербурге прошли торжества,
посвященные 300-летию со дня рождения
Франческо Бартоломео Растрелли

Точный день рождения великого зодчего, появившегося на свет в Париже, неизвестен. Но исследователи полагают, что он родился в конце сентября начале октября, раз его крестили во имя св. Франциска Ассизского, память которого отмечается 4 октября.

Торжества начались в Екатерининском дворце Царского Села одном из лучших творений Растрелли. Специально к юбилею, на который съехались отечественные и зарубежные исследователи творчества архитектора, залы оформили декорациями, выполненными по его проектам. На основе редкой монографии польского автора Зигмунда Батовского, изданной во Львове в 1939 г., музей-заповедник "Царское Село" подготовил к юбилею книгу, в которой собрано около 600 чертежей и полный список работ Растрелли, составленный им самим незадолго до смерти и прежде доступный лишь узкому кругу исследователей.

По случаю торжеств музей-заповедник заказал специальный штемпель для юбилейного гашения почтовой открытки с маркой. Первый день юбилейных торжеств завершился праздничным фейерверком.

А на другой день в Смольном соборе, который еще в советские времена был превращен в концертно-выставочный зал, открылась выставка "Растрелли и Елизавета. Эпоха барокко", которая проходит при участии Эрмитажа, государственных музеев-заповедников "Петергоф" и "Царское Село", Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого.

Здесь представлено более трехсот экспонатов, рассказывающих о творчестве мастера, который за 48 лет службы при императорском дворе создал такие шедевры, как Большой дворец в Петергофе и Екатерининский в Царском Селе, особняки Воронцова и Строганова, Зимний дворец, Смольный собор и другие.

На выставке представлено около сорока чертежей, хранящихся в варшавской Национальной библиотеке и частном архиве Адамини в Лугано, фотографии его построек в Латвии и на Украине, прошения зодчего, его докладные записки, рабочий дневник.

Эпоха Растрелли закончилась вместе со смертью Елизаветы Петровны, которая была главной заказчицей и в некоторой степени соавтором своего любимого архитектора, сумевшего во всей красе и гармонии воплотить ценности эпохи барокко. Когда, например, Елизавета уже утвердила проект Смольного собора, задуманного в итальянской манере, и был даже выкопан котлован и забиты сваи, она вдруг передумала и приказала Растрелли строить собор по образцу Успенского в Москве. За полтора месяца он сделал новый проект и сумел его воплотить.

Екатерина II была не столь благосклонна к известному зодчему: время барокко уходило, начинался период увлечения классицизмом. Растрелли вынужден был продать свой дом на Невском проспекте и навсегда покинуть Россию.

Впрочем, когда спустя много лет другой знаменитый архитектор, ярый приверженец строгого классицизма Джакомо Кваренги проходил мимо Смольного собора, он каждый раз с глубочайшим почтением снимал шляпу и говорил: "Это великая архитектура!"

ИЛЬМИРА СТЕПАНОВА


Санкт-Петербург


©[an error occurred while processing this directive]"Русская мысль", Париж,
N 4335, 05 октября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ... 
[ В Интернете вып. с 05.10.2000 ]