СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Температура гласности:
Все хотят хорошо выглядеть. Одни для этого занимаются спортом, другие нанимают массажистов, парикмахеров и косметологов, третьи садятся на диету. Некоторые в результате достигают желаемого.
Способ хорошо выглядеть, изобретенный в городе Волгограде, уникален тем, что может гарантировать почти стопроцентный успех: достаточно заключить договоры с зеркалами. Именно так действуют волгоградские управления: федеральной службы безопасности (УФСБ), внутренних дел (УВД) и налоговой полиции (УНП). Каждое заключило договор об управлении своим отражением в зеркале прессы. Дескать, вы будете показывать, как мы хорошо выглядим, а мы будем давать вам для этого (или за это) соответствующую информацию.
Если кто-нибудь думает, что я покушаюсь на звание братьев Гримм и сочиняю сказки, должен разочаровать: вот выдержки из официального документа, именуемого "Соглашение о сотрудничестве". Его заключили между собой УФСБ (УВД, УНП) в лице... и редакция газеты "..." в лице...:
Статья 2. Обязанности, права и ответственность сторон.
2.2. "Редакция использует полученные от (УФСБ, УВД или УНП) сведения в своих информационных программах (статьях), не сопровождая их собственными комментариями"
2.3. "В случае получения сведений, находящихся в компетенции УФСБ (УВД, УНП) из других источников, сотрудники редакции, в соответствии с п.8 ст.47 закона "О средствах массовой информации" обязаны проверить их достоверность... (какое знание закона! но читайте дальше) ...в подразделении общественных связей (ПОС) УФСБ (УВД, УНП)".
А дальше прямая инструкция по производству кривых зеркал:
2.5 "При получении сведений о негативных проявлениях, допущенных сотрудниками УФСБ (УВД, УНП) редакция информирует об этом УФСБ (УВД, УНП) и после проверки этих фактов уполномоченными органами принимает решение об их опубликовании (выходе в эфир)".
Попробуем вообразить, как это соглашение будет действовать.
Например, лейтенант милиции остановил машину журналиста и взял с него штраф за превышение скорости. Лейтенант не представился, превышение скорости определил на глазок и квитанцию оштрафованному не выдал. Журналист (п.2.5) обратился в уполномоченный орган, что, дескать, сотрудником "допущено негативное проявление". Органу (в данном случае инспекции по безопасности дорожного движения) эти журналистские штучки надоели. И после двух-трехнедельной паузы журналист получает ответ, что факты проверены и в этот день в указанном месте ни один сотрудник в чине лейтенанта не дежурил. Газета заупрямилась (все-таки ее журналиста ни за что обобрали) и решила факт обнародовать. В соответствии с п.2.3 она обратилась в подразделение общественных связей (ПОС УВД) с просьбой проверить достоверность того, что по отношению к журналисту совершено беззаконие. ПОС передало газете пресс-релиз, где говорится, что за последнее время дисциплинарная комиссия УВД особенно тщательно проверяет заявления о незаконных действиях своих сотрудников. О чем газета (п.2.2) и сообщила. Без комментариев.
Все это можно было бы посчитать просто скверным анекдотом, если бы почти три десятка газет в Волгограде подобные соглашения уже не подписали и не скрепили печатями. О том, что они сделали это добровольно, нам сообщила волгоградская прокуратура, куда мы обратились с просьбой проверить законность такого соглашения: с точки зрения налогоплательщиков, на чьи средства содержатся все наши УФСБ, УВД и т.д. и с точки зрения подписчиков этих газет, их право знать очевидно нарушается.
Но прокуратура рассудила иначе. Черным по белому написано: поскольку соглашения заключены добровольно, нарушения закона законоблюстители не усматривают. Выходит, если воры увезут со стоянки десяток автомобилей по доброму согласию охраны, владельцам жаловаться будет не на что.
Итак, отныне в волгоградских зеркалах чекисты, милиционеры и налоговые полицейские будут выглядеть молодцами и красавцами, что бы они ни делали.
Интересно, с какой скоростью этот передовой опыт информационного обслуживания силовых структур распространится по одной седьмой части суши? Есть, правда, опасения, что территорией РФ дело не ограничится. Года полтора назад в Волгограде для обмена опытом побывала группа американских полицейских. И один из изобретателей "соглашения" полковник милиции Никищенко как раз и делился с ними опытом работы милиции со средствами массовой информации. Говорят, американцы были в восторге. А потому не исключено, что сейчас где-нибудь в Небраске или Арканзасе наше открытие переводят на английский язык.
Так что прошу считать эти заметки не бессмысленным воплем в защиту гласности, а подтверждением нашего российского приоритета в изобретении новых форм работы с общественным мнением.
АЛЕКСЕЙ СИМОНОВ
Москва
©[an error occurred while processing this directive]"Русская мысль", Париж,
N 4336, 12 октября 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 12.10.2000 ] |
|
|