СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

 

Волгоград и Псков:
забег на короткую дистанцию

Действующие губернаторы изменяют
выборное законодательство "под себя"

"РМ" продолжает публикацию материалов о губернаторских выборах в российских регионах. В этом номере мы рассказываем о ситуации в Волгоградской и Псковской областях. Несмотря на географическую удаленность друг от друга, эти регионы многое объединяет. В 1996 г. победу на выборах там одержали представители оппозиции при этом довольно случайные: коммунист Николай Максюта (Волгоград) был мало подготовлен к должности губернатора, а жириновца Евгения Михайлова (Псков) всерьез не воспринимали, и он совершил стремительный рывок на финишной прямой благодаря тому, что фавориты кампании боролись друг с другом и забыли о прочих конкурентах. Обе области нельзя отнести к числу процветающих: благодаря девальвации рубля и в Пскове, и в Волгограде наблюдается промышленный рост, но они все же заметно отстают от соседних регионов. Наконец, Максюта и Михайлов использовали накануне выборов один и тот же прием, добившись от местных законодательных собраний изменения избирательного законодательства с целью обеспечить себе "режим наибольшего благоприятствования".

Волгоград

Волгоградские коммунисты довольно быстро разочаровались в Николае Максюте. Он оказался не слишком самостоятельной фигурой: с одной Максюта стороны, находился в тени лидера местной КПРФ, депутата Государственной Думы Алевтины Апариной, с другой не имел собственной команды и вынужден был привлечь в администрацию многих соратников прежнего губернатора. Первые годы губернаторства Максюты не ознаменовались серьезными экономическими прорывами: ситуация изменилась лишь после девальвации, когда практически во всех регионах России наметились признаки промышленного роста. Но теперь компартии уже не благоприятствовала политическая ситуация. Символом кризиса в рядах коммунистов стало поражение Алевтины Апариной в одномандатном округе на выборах в Думу в 1999 г. от Евгения Ищенко молодого московского бизнесмена и депутата от ЛДПР, появившегося в Волгограде лишь в прошлом году. Слабость КПРФ побудила Максюту обратиться за поддержкой к крупным столичным компаниям, претендующим на политическое влияние в регионе, "ЛУКойлу" и связанному с "Газпромом" "Сибуру", а по ряду сообщений и к администрации президента. Коммунисты даже обсуждали возможность выдвижения альтернативного кандидата, но не нашли в своих рядах более достойного и перспективного. Да и демонстрацию лояльности федеральным властям левые больше не воспринимают как признак "измены". Поэтому коммунисты в результате не только поддержали Максюту, но и провели через местную думу новый закон о выборах: предполагается один тур, что снижает шансы на успех любого из конкурентов действующего губернатора.

В области есть несколько политиков, способных поспорить с Максютой за губернаторский пост. Наиболее заметная фигура мэр Волгограда Юрий Чехов. Однако для победы ему придется преодолеть серьезные препятствия. Во-первых, к Чехову недоверчиво относятся в Кремле: он был одним из активистов лужковско-примаковского ОВР. Во-вторых, мэр популярен в миллионном Волгограде, но практически не известен за пределами областного центра, особенно на селе. Да и популярность "Отечества" в последнее время стремительно падает.

На смену ему приходит "Единство", на содействие которого надеется депутат Государственной Думы Василий Галушкин. Но он тоже ведет свою кампанию довольно осторожно и к тому же, по оценкам местных наблюдателей, уязвим для войны компроматов: некоторое время Галушкин занимал пост вице-губернатора.

На роль лидера оппозиции претендует также довольно популярный председатель совета директоров Волжского подшипникового завода Олег Савченко. И он рассчитывает на поддержку из Москвы, заявляя о себе как о "твердом путинце" (недавно Савченко и не достигший возрастного ценза для участия в губернаторских выборах Ищенко объявили о создании "Всероссийского общественного движения в поддержку президента РФ В.Путина"). В ответ команда губернатора пытается создать представление о Савченко как о "человеке Березовского": этот прием используется сейчас едва ли не во всех регионах из-за восприимчивости рядового избирателя к тезису о том, что могущественному "олигарху" до всего есть дело и он стоит буквально за всеми политическими событиями.

Федеральный центр пока не определил свою линию поведения. Вмешательство Путина или даже президентского полпреда Виктора Казанцева могло бы кардинально изменить расстановку сил, но в Кремле убеждены, что любой из потенциальных победителей обречен на сотрудничество с Кремлем. Неспособность отбирающих голоса друг у друга противников создать широкую коалицию пока играет на руку Максюте, который рассчитывает получить необходимые для победы 25-30% голосов. Впрочем, вероятность подобных альянсов пока сохраняется.

Не исключено и изменение настроений населения. По мнению местного политолога Ильи Морозова, граждане (особенно за пределами Волгограда) до сих пор вели себя "не как электорат, активно участвующий в распределении власти, а лишь как маленькие люди, живущие под большой властью". Однако решающие недели избирательной кампании, когда война компроматов достигнет наибольшего накала, способны склонить чашу весов в пользу кого-либо из конкурентов Максюты.

Псков

В 1996 г. выборы в Псковской области были едва ли не самыми скандальными в России: победу на них Михайлов одержал кандидат от ЛДПР Евгений Михайлов. Это были те уже почти забытые времена, когда на Зюганова и даже на Жириновского многие смотрели как на олицетворение недоговороспособной и "антисистемной" оппозиции. Победа во Пскове стала, пожалуй, самым большим успехом в карьере Жириновского после триумфа ЛДПР на парламентских выборах 1993 года. Либерал-демократы с особым трепетом относятся к "своим" регионам, где жириновцам удалось добиться успеха. Помимо Псковской области широко известен пример Тацинского района Ростовской области после того как главой администрации там стал представитель ЛДПР, Жириновский несколько раз наведывался к жителям района даже по таким, казалось бы, малозначительным событиям, как открытие бани.

Относительно итогов правления Михайлова в регионе единого мнения нет. Основные усилия областные власти приложили к установлению контроля над наиболее прибыльными отраслями через создание государственных унитарных предприятий ("Псковобллеспром", "Эсколес", "Псковторф" и, самое главное, "Псковалко"). Чрезмерная активность команды губернатора вызвала отток из региона финансовых ресурсов, а по оценкам его оппонентов, и усилила криминализацию экономики. Но серьезных провалов Михайлов избежал, занявшись вслед за другими оппозиционными губернаторами поиском новых союзников на федеральном уровне, в том числе в коридорах президентских структур. Более того, вовремя сориентировавшись, Михайлов перешел из ЛДПР в "Единство" (по одним оценкам, из стремления к самостоятельности, по другим выполняя прямое поручение Жириновского).

В активе Михайлова и немалый административный ресурс, дающий ему возможность открыто давить на оппонентов. Так, местные законодатели были вынуждены утвердить однотуровую систему голосования 12 ноября (второй тур проводится лишь в том случае, если никто из претендентов не наберет 25% голосов). Среди глав местного самоуправления Михайлов не имеет однозначной поддержки, но никто из мэров пойти на губернаторские выборы не решился. Правда, в команде губернатора произошел раскол: за последний год Михайлова покинули четыре заместителя, многие из которых хорошо осведомлены обо всех аспектах закулисной политики.

Интересно, что главным конкурентом Михайлова на выборах является другой бывший жириновец депутат Государственной Думы Михаил Кузнецов. В прошлой Думе он был заместителем председателя бюджетного комитета, активно лоббируя интересы региона. Но в новом составе нижней палаты Кузнецов оказался лишь "рядовым" депутатом, что побудило его заняться поиском счастья на губернаторских выборах. Кузнецов также надеялся на поддержку из центра, вступив в пропрезидентскую группу "Народный депутат". Однако на стороне Михайлова оказались и "Единство", и ЛДПР (Жириновский намерен в ближайшее время посетить область и принять участие в кампании своего бывшего соратника).

Усилиями Михайлова (которые, по неподтвержденным данным, были охотно поддержаны Кузнецовым) в начале октября с дистанции был снят лидер местных коммунистов, депутат Думы Владимир Никитин. Не исключено, что компартия добьется восстановления регистрации своего представителя, но пока что местные наблюдатели считают, что основная борьба развернется между Михайловым и Кузнецовым. Война компроматов уже приобрела немалый размах. Как утверждается, на стороне действующего губернатора выступят банк "Балтийский" и "Сургутнефтегаз", в то время как за его главным конкурентом близкий к "семье" МДМ-банк, "Сибирский алюминий", "Газпром", "ЕЭС России". Любопытно, что обвинения в адрес Михайлова и Кузнецова подчас практически тождественны: обоих кандидатов подозревают в половой распущенности, связях с криминальным миром и, конечно, в сотрудничестве с Березовским.

ВЛАДИСЛАВ САХАРЧУК


Москва


©[an error occurred while processing this directive]"Русская мысль", Париж,
N 4336, 12 октября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ... 
[ В Интернете вып. с 11.10.2000 ]