МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
4 октября агентства печати поспешили объявить, что в Париже "после трудных пятичасовых переговоров под эгидой госсекретаря США Мадлен Олбрайт и президента Франции Жака Ширака" премьер-министр Израиля Эхуд Барак и глава Палестинской автономии Ясир Арафат подписали соглашение о перемирии. Весь мир готовился облегченно вздохнуть и выжидал только, подействует ли подписанное соглашение на непосредственных участников конфликта. Ожидание разрешилось иначе: выяснилось, что соглашение в конце концов подписано не было. М.Олбрайт улетела в Египет на переговоры с президентом Хосни Мубараком, Я.Арафат предпринял поездку по ряду арабских стран в поисках поддержки, а Э.Барак вернулся в Израиль.
5 октября, проявляя готовность к установлению мира или хотя бы смягчению напряженности, израильская армия вывела свою бронетехнику из "горячих точек" Западного берега реки Иордан, в ответ на что Палестинская автономия обязалась "сдерживать" воинственные палестинские демонстрации. Однако если здесь установилось хотя бы кратковременное (на один день, если не меньше) относительное затишье, в секторе Газы столкновения продолжались.
Заметим, что, может быть, не случайно воинственные демонстрации палестинцев сопровождались новой волной антиеврейских терактов в Германии: на прошлой неделе был совершен поджог синагоги в Дюссельдорфе, осквернено еврейское кладбище в Потсдаме, а синагогу в Берлине забросали камнями (совсем "по-палестински"), выбив стекла.
Израильские власти закрыли Западный берег и сектор Газы на четыре дня до вечера 9 октября, до конца праздника Судного дня (Иом-Кипур), но это, увы, не только не помешало продолжению столкновений, а кажется, лишь обострило их. 6 октября, в день, который боевики из "Хизбаллы" и "Фатха" объявили "днем гнева", на Храмовой горе в Иерусалиме разгорелась настоящая битва. Молодые палестинцы, выходившие из мечети после пятничной молитвы уже изготовившимися к бою (в черных вязаных шлемах с прорезями для глаз или в белых платках, закрывающих нижнюю половину лица), увидев у Львиных ворот двух-трех израильских солдат, зашвыряли их градом камней. Другие вдребезги разбили наблюдательные видеокамеры, установленные израильской армией близ мечети Аль-Акса. Толпа палестинской молодежи с криками "Мы тебя защтим, Аль-Акса!" прорвалась в Старый город, где израильская полиция встретила их резиновыми пулями. Безуспешно Фейсал Хусейн, один из немногих еще пользующихся уважением палестинских лидеров, с минарета мечети Аль-Акса призывал успокоиться. Демонстранты подожгли полицейский участок у Львиных ворот, швыряли камни в евреев у Стены плача, пытались поднять палестинский флаг над мечетью Аль-Акса. Полиция задержала в этот день 110 человек.
На следующий день тысячи палестинцев, стреляя в воздух и выкрикивая антиизраильские лозунги, произвели погром гробницы Иосифа в предместье Наблуса. Около десятка израильских солдат, охранявших гробницу, были отведены оттуда в три часа ночи. (Гробница расположена между новостройками, и при ее защите во время волнений 1996 г. израильская армия потеряла шестерых солдат убитыми. Недавно армия еще раз убедилась в том, что при нападении гробницу не защитить: эвакуация раненого солдата оттуда заняла несколько часов.) Появившиеся в семь часов утра палестинские подростки, обнаружив отстсутствие охраны, развернули палестинские флаги и приступили к погрому. Толпа погромщиков быстро выросла за счет молодежи и взрослых. Были сожжены армейские бункеры и деревья во дворе, стены штурмовал бульдозер, был разрушен купол гробницы. В девять часов утра полиция и силы безопасности Палестинской автономии принялись разгонять погромщиков, и только благодаря этому сама гробница уцелела. Разгон сопровождался столкновениями как с погромщиками, так и между конкурирующими полицейскими силами.
Поразительный факт погрома грбницы Иосифа, почитаемого мусульманами как "пророк Юсуф", объясняется распространенным среди арабов убеждением, что Иосиф похоронен в Египте, а гробница в Наблусе "израильская фальшивка". (Иосифа по его желанию похоронили не в Египте, где он кончил дни свои, а в земле Израиля.)
Ясир Арафат предписал восстановить все разрушения, и по приказанию мэра Наблуса 8 октября начались восстановительные работы.
7 октября, в тот же день, когда проходил погром, близ границы Ливана боевики из находящейся под нескрываемым покровительством Сирии шиитской организации "Хизбалла", устроив засаду на израильской территории (впервые за 18 лет существования "Хизбаллы"), захватили троих израильских военнослужащих, а еще троих ранили. Три цели операции, по заявлению лидера "Хизбаллы" Хасана Насраллы, показать палестинскому народу, "что он не одинок на поле боя"; добиться вывода израильских войск из Шебаа с территории, на которую претендует Ливан; добиться освобождения 21 ливанского террориста, в том числе двух командиров "Хизбаллы". "Мы освободим израильтян только в обмен на наших узников", заявил Х.Насралла.
Израильская армия ответила на захват заложников бомбардировкой позиций "Хизбаллы" в Южном Ливане. Премьер-министр Э.Барак после захвата заложников и погрома гробницы Иосифа предъявил Я.Арафату ультиматум, требуя в течение двух дней восстановить спокойствие на автономных территориях и грозя в противном случае окончательно прервать мирные переговоры и предоставить израильской армии свободу действий.
В этот же день Совет Безопасности ООН 14 голосами из 15-ти (США воздержались) вынес резолюцию, осуждающую "чрезмерное применение силы" израильской армией.
Тем не менее израильская армия продолжала укреплять свои позиции как на автономных территориях, так и на ливанской границе, куда посланы значительные подкрепления. В секторе Газы армия взорвала два здания, откуда палестинцы вели обестрел, а на Западном берегу израильские вертолеты впервые патрулировали в небе над Хевроном.
Вечером 9 октября, по истечении срока ультиматума, Э.Барак заявил, что палестинское руководство не готово к миру и это заставит Израиль "принять меры". Пресс-секретарь правительства сказал: "Мы не видели никаких признаков того, что Арафат дал указания прекратить насилие. Да, в эти дни нападений было меньше, но лишь потому, что в Иом-Кипур и мишеней было меньше".
Однако в результате развитых Европой, Америкой, Россией, ООН дипломатических усилий и уговоров премьер-министр Израиля согласился продлить срок ультиматума "на 3-4 дня".
НАТАЛЬЯ ГОРБАНЕВСКАЯ
Париж
©[an error occurred while processing this directive]"Русская мысль", Париж,
N 4336, 12 октября 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 12.10.2000 ] |
|
|