ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА |
На рубеже лета и осени началась "телевизионная" фаза наступления Владимира Путина на политических оппонентов. Разгромив или нейтрализовав на удивление податливых губернаторов, коммунистов и "национал-патриотов", Кремль испытывал острую необходимость предпринять новую атаку. Направлений для наступления могло быть два медиа-магнаты и чеченские сепаратисты. Приведение электронных средств массовой информации в подчинение вполне укладывалось в логику политики Путина по сохранению своего рейтинга. Цель эта не имеет особого стратегического смысла: рано или поздно власти все-таки придется идти на непопулярные меры. Но пока глава государства предпочитает не конфликтовать с избирателями. Кремль же демонстрирует повышенное внимание не к экономическим реформам, а к благоприятному освещению журналистами политики президента. Это объективно повышает значение негосударственных масс-медиа, которые предстают таким образом в роли самой серьезной (и самой опасной) оппозиционной силы.
Главной мишенью осенней информационной войны остается холдинг "Медиа-Мост". Попытка Владимира Гусинского развернуть контрнаступление через дискредитацию Михаила Лесина завершилась неудачей: Лесин остался в министерском кресле, привлечение Михаила Горбачева в лагерь "Моста" особых результатов не принесло, вопрос о долгах холдинга так и не урегулирован. Впрочем, за последние две недели каких-либо серьезных атак на "Мост" не последовало. Между тем время работает на Гусинского. Если верить главе "Газпром-Медиа" Альфреду Коху, в мае был начат вывод из "Медиа-Моста" важнейших активов, в том числе телекомпании НТВ. Но если холдинг не приведут к банкротству до ноября, то вернуть активы уже не удастся: действующее законодательство предусматривает лишь 6-месячный срок давности по "сомнительным" сделкам. Правда, банкротство может и не понадобиться: "Медиа-Мост" и "Газпром" ведут консультации о заключении мировой. Но у Гусинского и его сторонников остается возможность затягивать время, чтобы затем вообще сорвать переговоры. К тому же глава "Газпрома" Рем Вяхирев и президент подключенного к атаке на "Мост" Сбербанка Андрей Казьмин особого рвения не проявляют и предпочитают дожидаться, пока власть заявит более четкую позицию.
Другое дело, что входящие (или входившие?) в "Медиа-Мост" средства массовой информации переживают сейчас творческий кризис. Еще несколько месяцев назад логика предвыборной борьбы и наличие конкуренции в лице Сергея Доренко хотя бы немного тонизировали ведущих политических программ НТВ. Теперь же (не без помощи власти) руководители НТВ и "Медиа-Моста" воспринимают себя в качестве "последней надежды демократии". Понятно, что попытки журналистов выступать в роли оракулов предполагают не слишком критическое отношение к собственным речам, что лишь усугубляет тяжеловесный стиль отдельных передач НТВ.
Серьезные трансформации претерпевает и газета "Сегодня", все активнее пытающаяся интерпретировать практически любое событие в негативном для власти ключе. Безусловно, подобный стиль делает газету более интересной, но ставит под сомнению репутацию солидного издания. К тому же власть по-прежнему не обращает внимания на многочисленные "уколы". У газеты все чаще отказывает чувство меры. Так, в конце сентября "Сегодня" обрушилась с резкими и, как представляется, не вполне адекватными нападками на газету "Ведомости" одну из самых нейтральных ежедневных газет, не имеющую серьезных пятен на своей репутации.
Возможно, их конфликт был продиктован какой-то закулисной подоплекой, но внешне "Ведомости" вели себя в конфликте вокруг "Моста" довольно достойно и в глазах читателей поводов к "наездам" не давали. Что же касается серьезных нападок на власть, то "Медиа-Мост" с момента обнародования подписанных Лесиным "секретных протоколов" больше никакого серьезного компромата на политических оппонентов пока не предъявил.
В непростом положении остается и ОРТ. Инициатива Бориса Березовского о передаче принадлежащих ему акций канала в доверительное управление "представителжурналисты уже отклонили предложение "олигарха". Но государство пока удовлетворилось отсутствием в эфире Сергея Доренко и не торопится созывать собрание акционеров, которое должно вывести из совета директоров ОРТ сторонников Березовского.
В числе других любопытных событиий последних дней решение уволенного из телеканала ТВЦ Владислава Флярковского перейти на украинское телевидение. Переход на работу в зарубежные СМИ имел место и раньше даже Доренко одно время сотрудничал с крупными западными телекомпаниями. Тем не менее, "разогрев" внутреннего рынка масс-медиа до сих пор стимулировал именно переход "стрингеров" в российские СМИ: так, в середине 90-х на НТВ пришла целая команда из московского бюро радио "Свобода". Но Флярковский полагает, что "золотому веку" пришел конец: в интервью еженедельнику "Собеседник" он сделал апокалиптическое предположение о том, что "через пару месяцев на рынке и без меня будет много безработных журналистов".
В 90-е годы в ведущих российских СМИ (особенно на телевидении) доминировали две категории политических журналистов сторонники праволиберальных взглядов и конъюнктурно ориентированные обозреватели и корреспонденты. Преобладанию либералов способствовала и мировоззренческая, и поколенческая близость работников телеканалов и "молодых реформаторов". Поскольку других журналистов у нынешней власти все равно нет, не исключено, что даже в случае победы над Березовским и Гусинским основу "нового телевидения" составят те же самые люди.
Уместно напомнить историю телеканала ВГТРК: ни давление со стороны правительства Примакова, ни влияние связанного с "семейной группой" Михаила Лесина не стали препятствием для длительного "романа" Российского телевидения с "молодыми реформаторами". Борьба Анатолия Чубайса и Владимира Гусинского за образ "главного поборника свободы слова" в глазах мирового сообщества никогда не воспринималась внутри страны слишком серьезно. Несмотря на то, что НТВ в 1997 г. было одним из инициаторов скандала вокруг приватизации "Связьинвеста", канал оставался одной из главных трибун правых. Даже сейчас, когда наступление на "Медиа-Мост" ведет один из ближайших соратников Чубайса Альфред Кох, СПС не торопится присоединиться к хору критиков Гусинского.
Однако сам Чубайс, судя по ряду признаков, рассчитывает все-таки занять место Гусинского на медиа-рынке. Иллюстрацией этого стало приобретение "ЕЭС России" крупного пакета акций телекомпании "Ren TV". Руководители российской энергомонополии многократно жаловались на отсутствие денег и огромные долги, но средства на приобретение "Ren TV" (в прессе сумма покупки оценивается в 100 млн. долл.) все-таки нашлись. Чем руководствуется "ЕЭС России", пока не вполне ясно. Возможно, "молодые реформаторы" просто "примеряются" к роли медиа-магнатов, приобретая канал с ограниченным (хотя и довольно широким) охватом аудитории. Но нельзя исключать, что, если "Медиа-Мост" будет выдавлен с информационного рынка, возникший вакуум (а, возможно, и частоту НТВ) займет и "Ren TV".
По похожему сценарию развивается ситуация и на другом перспективном рынке. На минувшей неделе приступила к работе обновленная редакция интернет-газеты "Вести.ру", тесно связанная с Фондом эффективной политики Глеба Павловского. В пафосном пресс-релизе отмечается, что "на сегодняшний день правая идеология занимает в российском Интернете неподобающе малое место", "Вести" "берут на себя смелость открыто придерживаться своих убеждений и надеются занять "нишу", легкомысленно оставленную коллегами". До сих пор Павловский весьма скептически отзывался о перспективах либералов, но, как оказалось, это не мешает ФЭПу привлекать внимание к своим интернет-проектам за счет сторонников правых.
МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ
Москва
©[an error occurred while processing this directive]"Русская мысль", Париж,
N 4336, 12 октября 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 12.10.2000 ] |
|
|