ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

«Из тени в свет перелетая...»

Русский придворный портрет XVIII века
из кусковской коллекции графов Шереметевых,
демонстрируется до конца октября
в московской галерее "Дом Нащокина"

Выставка задумана как событие экстраординарное: сотрудники музея-усадьбы "Кусково" уверяют, что никогда публике не доводилось видеть в таком объеме шереметевское собрание портретов, чудом уцелевшее здесь в перипетиях истории. Сохранилось 108 холстов из этой галереи, в XVIII веке включавшей 120 портретов. По преимуществу их писали в 1760-1770-е годы безымянные крепостные мастера, повторяя в масле россику старые гравюры и живописные оригиналы работы знаменитых иноземцев Л.Каравака, С.Торелли, П.Ротари, А.Рослина; попал в круг копируемых художников и Ф.Рокотов. Поэтому истинным героем выставки стал "неизвестный художник XVIII века", стремительно догонявший европейского собрата по цеху. Экспонаты, известные в основном по репродукциям, извлечены на свет из запасников (все портреты в залах дворца остались на своих местах).

В честь 200-летия со дня рождения Павла Воиновича Нащокина нащокинскому дому придали "исторический" вид: затянули стены цветными штофами и с ученическим тщанием развесили 45 холстов, обставили залы старинной мебелью. Законченность картине призван добавить шкафчик с фарфором из того же Кускова (предметы из собственного сервиза Елизаветы Петровны, из Орловского и Кабинетского сервизов и медальоны с портретами членов императорской семьи). Но главная часть выставки, получившая название "От Петра Великого до Павла Первого", это изображения царственных особ и персон, в разные периоды XVIII столетия приближенных к трону.

Начало одному из крупнейших портретных собраний России положил граф Петр Борисович Шереметев. Граф Николай Петрович следовал и воле отца, и обычаю второй половины XVIII века устраивать в домах и усадьбах галереи портретов дань деяниям предков. Основатель "династии", петровский фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, изображенный спустя 30 лет после смерти крепостным художником Петром Красовским, у входа на выставку помещен одесную портрета царя-реформатора на фоне Полтавской баталии. Волнует и интригует зрителя череда русских правительниц: ее открывают мать Петра I царица Наталья Кирилловна и его сестра-соперница царевна Софья, далее следуют Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна все это работы безвестных авторов, сквозь статичность торжественного портрета стремившихся передать черты натуры: кокетство, властность, коварство, наивность... Екатерина II запечатлена и в бытность великой княгиней, и в роли императрицы (Аргунову пришлось переписать портрет 1762 г. по восшествии Екатерины на престол). Не забыты ни фавориты эпохи дворцовых переворотов, ни влиятельнейшие придворные: досконально показан круг лиц, в разные годы стоявших "у трона", от Александра Меншикова и герцога Бирона до Никиты Панина и светлейшего князя Таврического Григория Потемкина.

Из немногих авторских полотен русской работы выделяются те, что созданы крепостными Петром Красовским, Василием Аравицким (портрет великого князя Павла Петровича вольная копия с оригинала Рослина) и, безусловно, самым одаренным мастером Шереметевых Иваном Аргуновым (он очень живо изобразил графиню Анну Петровну Шереметеву, императрицу Елизавету Петровну, великую княгиню Екатерину Алексеевну). Есть в пестром по составу кусковском собрании образец творчества К.-Л.-И.Христинека "Портрет статс-секретаря Екатерины II А.В.Олсуфьева". О западноевропейских школах можно судить по работам Франца Липпольда, известного в Германии мастера портрета и миниатюры (портреты четы Бирон), и шведа Александра Рослина ("Портрет великой княгини Натальи Алексеевны").

Коллекция Шереметевых зафиксировала вехи в развитии портретного жанра: от парсуны к усвоению европейских иконографических схем, от копий и повторений расхожих "типов" к авторским работам уже сложившихся художников, от велеречивой торжественности к изысканной простоте камерного портрета. Сегодня портретная галерея Шереметевых воспринимается как личностная летопись времени. В этом ее притягательная сила: персонажи, "гостящие у Нащокина", позволяют "читать" в лицах и характерах историю государства российского.

ЕЛЕНА ШИРОЯН


Москва


©[an error occurred while processing this directive]"Русская мысль", Париж,
N 4336, 12 октября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ... 
[ В Интернете вып. с 12.10.2000 ]