ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

«Отрадней камнем быть...»

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа
открылась выставка "Микеланджело Буонарроти.
"Скорчившийся мальчик"
из Эрмитажа и капелла Медичи во Флоренции"

В Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа открылась выставка "Микеланджело Буонарроти. "Скорчившийся мальчик" из Эрмитажа и капелла Медичи во Флоренции"

Скорчившийся

Выставка подготовлена в результате многолетней совместной работы Государственного Эрмитажа с музеем "Каза Буонарроти" (Флоренция), а также при участии Британского музея и галереи Уффици. В экспозицию включены скульптурные и графические работы великого итальянского художника, так или иначе связанные с капеллой Медичи.

Сначала выставку увидели в Италии. По словам директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, "эта, на первый взгляд, скромная, но очень элегантная выставка произвела неизгладимое впечатление на итальянцев. Впервые за многие десятилетия "Скорчившийся мальчик" покинул стены Эрмитажа, но его путешествие в музей Буонарроти, по существу в родной дом, было оправдано".

"Скорчившийся мальчик" гордость Эрмитажа: единственное произведение Микеланджело в музеях России. Скульптура задумана для капеллы Медичи. Так, на одном из ранних его эскизов гробницы капеллы Медичи (Британский музей), представленном на выставке, изображены две фигуры мальчиков, по позе напоминающих эрмитажного. Статуя была куплена Екатериной II за 641 рубль вместе с собранием скульптуры, принадлежавшим директору Банка Англии Джону Лайд Брауну, который делал свои приобретения в Италии.

Замысел скульптора до конца не разгадан. Одни исследователи считают статую аллегорией нерожденной души, другие раненым воином, третьи духом траура. Однако образ, созданный Микеланджело, шире однозначных толкований. Скульптура, не включенная в окончательный вариант гробницы, несет в себе настроение той глубокой скорби, которым пронизан весь ансамбль капеллы, отразивший трагедию заката эпохи Возрождения.

Вместе с "Мальчиком" в экспозиции представлены терракотовые копии статуй "День" и "Вечер", поступившие в Эрмитаж в 1800 г., а также приписываемая Микеланджело восковая модель речного божества, которая хранится в "Каза Буонарроти".

Важную часть выставки составляют эскизы, наброски, этюды из "Каза Буонарроти", галереи Уффици и Британского музея, в том числе 17 рисунков самого Микеланджело и три рисунка флорентийских мастеров, работавших с ним в капелле Медичи. Особого внимания заслуживают "Этюды для гробниц новой ризницы" из "Каза Буонарроти".

"Интерпретировать листы достаточно сложно, считают специалисты отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа, так как, вероятно, художник играет сразу с несколькими типами идей. Рассматривая рисунки, трудно себе представить, что Микеланджело работал над одним и тем же проектом. На протяжении всей своей творческой жизни мастер пользовался одними и теми же листами для нескольких проектов, которые иногда взаимно влияли друг на друга".

Дополняют экспозицию скульптуры авторов, работавших с Микеланджело. Среди них две работы из музея средневекового и современного искусства в Ареццо и две статуи ангелов из музея собора в Пизе.

Выставка продлится до 3 декабря.

АНАСТАСИЯ ГРИГОРЬЕВА


Санкт-Петербург


©[an error occurred while processing this directive]"Русская мысль", Париж,
N 4336, 12 октября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ... 
[ В Интернете вып. с 12.10.2000 ]