СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Председатель Госсовета (парламента) Удмуртии Александр Волков одержал победу на первых президентских выборах в этой республике, состоявшихся 15 октября. По официальным, хотя и предварительным данным, обнародованным республиканским Центризбиркомом, 37,8% избирателей, принявших участие в голосовании, отдали предпочтение Волкову, который уже семь лет фактически является главой Удмуртии. В 1993-1995 гг. он возглавлял правительство республики, а затем стал председателем Госсовета. До последнего времени Удмуртия оставалась парламентской республикой, следовательно, спикер парламента считался здесь первым должностным лицом.
Волков победил на выборах с довольно значительным отрывом от своих конкурентов. Своего заместителя Павла Вершинина, пришедшего к финишу вторым, он опередил на почти 14%. Причем свои 23,9% Вершинин получил в первую очередь за счет удмуртов, которые довольно дружно поддержали своего земляка, единственного среди кандидатов представителя нации, давшей название республике.
Глава правительства Удмуртии Николай Ганза, который вел самую, пожалуй, агрессивную избирательную кампанию и получал активную поддержку из Москвы, занял лишь третье место, набрав 12,3% голосов. И прямо за ним стоит в итоговом протоколе директор программ стратегического развития предприятия «Купол», бывший депутат Государственной Думы Андрей Солуянов (12,2%). Остальные четыре претендента не сумели общими усилиями набрать и 4% голосов, еще четверо выбыли из борьбы в ходе предвыборной кампании, а против всех кандидатов проголосовали 9,5% избирателей.
Наверное, Волков мог бы одержать и «чистую» победу, пользуйся он тем административным ресурсом, который имеет действующий президент. Однако на посту спикера он не имел таких возможностей. Более того, премьер Ганза, назначенный на должность по предложению Волкова и внезапно оказавшийся его самым непримиримым противником, вкладывал в избирательную кампанию особенно крупные суммы, которые шли главным образом не на создание положительного облика председателя правительства, а на снижение рейтинга главы Госсовета.
В местных газетах, которые работали на премьера, все последние достижения республики преподносились как результат деятельности Ганзы, хотя тот возглавляет кабинет менее двух лет. И, напротив, самые тяжелые для Удмуртии годы, когда напичканная военными заводами территория оказалась, как и вся оборонная промышленность России, в кризисе, связывались исключительно с именем Волкова, которого обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах. Не отставала и центральная печать. Она так активно вела пропаганду в пользу Ганзы, что в итоге вызвала у избирателей естественное отторжение. Во-первых, в регионах и без того не любят выслушивать настойчивые советы из Москвы, во-вторых, распространился слух, что публикации в московских газетах, на которые штабу Ганзы понадобилось не менее полумиллиона долларов, финансировались Борисом Березовским. Возможно, этот слух впоследствии окажется недостоверным, но накануне выборов стало ясно, что поддержка «олигарха», если она имела место, оказалась для премьера поистине медвежьей услугой.
Результаты выборов могут назвать сенсационными лишь те печатные издания, в том числе московские, которые были ориентированы на заведомо необъективные данные. Так, например, «Комсомольская правда» до последнего момента называла наиболее вероятным победителем Ганзу, а его главным соперником Вершинина. А газета «Сегодня», признавая лидерство Волкова, предполагала, что борьба за второе место развернется между Ганзой и Солуяновым, хотя было очевидно, что национальность Вершинина гарантирует ему пусть недостаточный для победы, но устойчивый электорат и, следовательно, солидную долю голосов. Неангажированные же социологи изначально предсказывали победу Волкова. По данным социологических опросов, он имел свыше 40% голосов, Вершинин 21%, Ганза и Солуянов около 10%. С учетом погрешности в 2-3% эти прогнозы оказались почти точными.
Различные политические силы в Москве также старались навязать избирателям свой взгляд по поводу того, кто именно должен стать первым президентом Удмуртии. «Яблоко» и «Союз правых сил» открыто выступили в поддержку Ганзы, а «Единство», которое явно находится на пороге раскола, вначале тоже агитировало за премьера, но в последние дни официально встало на сторону Волкова. Председателя Госсовета поддержала и КПРФ, не говоря уже об ОВР: Волков до последнего дня не скрывал, что он член политсовета движения «Отечество». В отличие от других региональных лидеров, сменивших партийную принадлежность сразу после победы Владимира Путина, он так и остался верен старым союзникам, хотя и выслушал за это немало упреков от кремлевской администрации. Тем не менее перед выборами Волкова поддержали и полпред президента по Приволжскому федеральному округу Сергей Кириенко, и его заместитель, главный федеральный инспектор по Удмуртии Сергей Чикуров.
Но обеспечили ему победу в первую очередь избиратели северных районов республики, что неудивительно: здесь, в городе Глазове Волков проработал более 20 лет вначале руководителем строительного управления, а затем председателем горисполкома. Здесь он был избран депутатом Госсовета, а на президентских выборах получил около 80% голосов.
КИРИЛЛ ПОПОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4337, 19 октября 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 19.10.2000 ] |
|
|