КНИЖНАЯ ПОЛКА

 

Греки-одесситы

История греческой диаспоры тема увлекательная, порой драматическая. После падения Константинополя греки хлынули в разные страны Европы, в первую очередь в Италию. Начиная со второй половины XVIII века самой притягательной страной для этой предприимчивой нации стала Россия, в особенности ее быстро развивавшийся Юг.

Одесса, «царица Черноморья», возникла и развивалась при самом непосредственном участии как греческих эмигрантов, так и веками здесь живших эллинов-понтийцев. В современной Элладе помнят, что именно здесь образовалось тайное патриотическое общество «Филики Этерия», сыгравшее огромную роль в отвоевании независимости этой страны.

В XIX веке в Одессе существовали греческие церкви, школы, профессиональные корпорации, клубы. Этой жизни и посвящена новая монография одного из самых плодовитых русистов Греции Константина Кирьяковича Папулидиса.

К.К.Папулидис.
Греки в Одессе.

Салоники, изд. братьев Кирьякидис,
1999. 394 с. (на греч. яз.).

Его имя уже известно читателям «РМ» (интервью с ним см. в N 4210). Выпускник парижского Свято-Сергиевского богословского института, многолетний директор Школы балканских и славянских языков, Папулидис, выйдя на пенсию, посвятил свое время исследованиям в излюбленной области соприкосновения русского и греческого миров. Тема «Греки в Одессе» уже давно занимала ученого, и в последнюю монографию вошли в переработанном виде как некоторые уже опубликованные статьи, так и новые главы.

Помимо общих очерков, в повествование включены биографические эссе о некоторых эмблематических фигурах. Среди них брат и сестра Стурдзы. Александр Стурдза дипломат и богослов, секретарь Иоанниса (Ивана Антоновича) Каподистрии, министра иностранных дел России, а впоследствии первого президента независимой Греции. Между Роксандрой Стурдзой и Каподистрией существовал платонический роман, отраженный в их обильной переписке (этому посвящена отдельная книга историка Елены Кукку «Иоаннис Каподистрия Роксандра Стурдза. Неосуществленная любовь», ставшая в Греции бестселлером).

Другое интересное семейство Маразли, из которых своим меценатством прославился Григорий Григорьевич Маразли (1831-1907), основавший в Одессе публичную библиотеку. Помнят его имя с благодарностью и в русской Флоренции: когда из-за недостатка средств тут приостановилось строительство православной церкви, он пришел на помощь. Об этом пишет на страницах своего неопубликованного дневника строитель храма протоиерей Владимир Левицкий: «Но невотще слово Евангельское: толцыте и отверзется! Отверзлось по благодати Божией, сердце Г.Г.Маразли, человека совсем незнакомого Флоренции, и он не только прислал немедленно тысячу рублей, но еще и трогательно благодарил настоятеля за дарованную ему возможность принять участие в добром деле».

Подробно документирована глава, посвященная греческой Троицкой церкви (в настоящее время подворье Александрийского патриархата). Папулидис выявил ранее отрицавшуюся связь между церковью и движением патриотов-этерийцев. Это положение иллюстрирует и обложка книге, где помещена репродукция картины Д.Цокоса с изображением церковной присяги греческого повстанца.

Конечно, Папулидис не единственный из исследователей, занимавшийся этой темой. В России об этерийском движении много писал Г.Л.Арш. Американская исследовательница П.Хэрлихи опубликовала в Гарварде в 1980 г. этюд «Греческие купцы в Одессе в XIX веке». Несколько лет тому назад выпускник истфака МГУ Ф.Яници защитил дипломную работу на тему «Греческая диаспора в Южной России». А афинский академический журнал «Та историка» уже в 2000 г., после выхода монографии Папулидиса, предоставил свои страницы работе Э.Сифнеу «Профессиональная этика и общественная благотворительность греческих предпринимателей на юге России».

МИХАИЛ ТАЛАЛАЙ


Флоренция


©   "Русская мысль", Париж,
N 4337, 19 октября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ... 
[ В Интернете вып. с 19.10.2000 ]