ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

Самый дорогой
художник мира

На выставке Ван Гога в фонде Пьера Джанадда (Мартиньи, Швейцария) экспонируются 90 работ художника: масло, акварели, рисунки

Устроить в наши дни выставку Ван Гога (1857-1890) дело непростое. Вот что рассказывает комиссар выставки в Мартиньи, английский искусствовед Рональд Пиквенс:

картина1

На этой выставке, которая продлится до конца ноября, представлены работы с 1881-го по июль 1890 года. Она дает редкую возможность увидеть работы художника (особенно рисунки и акварели последнего года жизни) из частных коллекций и из запасников музеев.

Устроители оригинально задумали развеску: например, сгруппированы картины, изображающие один и тот же пейзаж с разных точек или в разное время дня. Часто он сопровождается фотографией или открыткой этого места, каким оно было в конце XIX века. Иногда рядом повешены рисунок и написанная по нему картина.

картина2

Помимо огромного количества полотен и рисунков, Ван Гог оставил более 800 писем, большинство из них снабжено рисунками. Всем известна его обширная корреспонденция с братом Тео, но переписка с сестрой Вильгельминой, художниками Гогеном, Бернаром, Писсарро тоже огромна и важна. На выставке представлено несколько подлинников писем Ван Гога. И нередко рядом с картиной находится письмо, адресованное, например, Тео, где художник рассказывает о ее замысле.

На выставке много фотографий: портреты родителей, братьев и сестер, мест и домов, где жил художник.

В Мартиньи больше всего пейзажей, представленных мини-сериями («Берега Сены», «Рона», «Мосты», «Ресторан "Сирена" в Аньере»). Зарисовкам крестьян, обрабатывающих землю, художник сумел придать почти библейское звучание. Беспокойное небо с завихрениями туч и медным закатом часто противопоставляется неспешному ритму жизни на земле.

После 1888 г. усиливается беспокойство, зеленый цвет зримо передает безнадежность, отчаяние (например, зеленый цвет забора в полотне «Порт на Роне»). «Лодки у причала», пришвартованные к набережной, становятся прикованными живыми существами, а селедки в натюрморте «Копченые селедки» мертвыми чудовищами.

Впервые на выставке встретились два портрета детей из семьи Рулен (оба 1889 г.). Один хранится в Швейцарии, другой в Бразилии. Не по-детски серьезные лица, нервное, неупорядоченное распределение мозаичных мазков на картине, противопоставление ярких красок фона и фигур излучает беспокойство.

Если в картинах оживление, возникающее благодаря игре цветов, отчасти скрывает драму мятущегося сердца, то в рисунках все открыто, болезненно не защищено.

В последних рисунках художника нервно закручиваются на ватмане толстые линии. Безлистые, согбенные ветром деревья, который вот-вот их унесет, окаймляют соломенные крыши.

За сто с лишним лет после смерти художника цены на его работы неуклонно подымались. Уже в 70-е гг. он стал одним из самых дорогих в мире художников. За последние 12 лет лишь четыре работы Ван Гога появились на рынке: три картины и один рисунок.

В марте 1988 года «Подсолнухи» на лондонском аукционе «Кристи» страховая японская фирма «Ясуда» купила «Подсолнухи» за 36,3 млн. долларов.

В ноябре того же года в Нью-Йорке на аукционе «Сотби» «Ирисы» Ван Гога были проданы уже за 53,9 млн. долларов.

А «Портрет доктора Гаше» в 1990 г. продали за 82,5 миллиона!

Два года назад был продан за 20 млн. долл. рисунок Ван Гога. Это самая большая сумма, когда-либо уплаченная за произведение графики.

Астрономическая стоимость картин Винсента Ван Гога определяется не только их художественными достоинствами. Кроме гениальности художника, далеко не последнюю роль играет его биография, преждевременная смерть от собственной руки, образ гения, не понятого и загубленного обществом, одинокого труженика и мечтателя, ненужного, больного. Публика покупает миф, легенду, а не только произведение искусства.

ЛАРИСА ДОКТОРОВА


Мартиньи Брюссель


©   "Русская мысль", Париж,
N 4337, 19 октября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ... 
[ В Интернете вып. с 19.10.2000 ]