ПАРЛАМЕНТСКАЯ ХРОНИКА

 

Губернаторы пробуют
критиковать президента

Россель и Рахимов в роли лидеров оппозиции

Со времени неудачной атаки в сентябре на Михаила Лесина (см. "РМ" N 4333) оппоненты Владимира Путина так и не смогли нанести новых ощутимых ударов по президенту. В течение нескольких недель стороны вели позиционную борьбу, избегая серьезных выпадов против друг друга. Негласное и странное перемирие оказалось нарушено в середине октября. В Россию заехал Борис Березовский, который вновь выпустил пачку критических стрел по Кремлю. Помимо этого медиа-магнат предпринял робкую попытку объединения вокруг себя всех сил, недовольных проектами реставрации советского гимна и придания ему официального статуса. Небольшую победу одержал "Медиа-Мост": суд уличил во лжи официального представителя ФСБ Александра Здановича, публично обвинявшего службу безопасности Гусинского во вторжении в частную жизнь граждан.

18 октября разразился новый скандал. Губернатор Свердловской области Эдуард Россель и президент Башкирии Муртаза Рахимов обрушились с резкой критикой на региональную политику Кремля. Особенно досталось институту полномочных представителей президента. Россель был крайне недоволен действиями "наместника" в Уральском федеральном округе Петра Латышева, а Рахимов заявил, что рано или поздно эта излишняя надстройка будет упразднена. Президент Башкирии пообещал отключать свет, тепло и телефоны всем руководителям региональных служб, которые будут назначаться без согласования с ним.

Реакция не заставила себя ждать. "Мост" подвергся новым нападкам правоохранительных органов: претензии были предъявлены к частному охранному предприятию "Моста", у представителей которого было изъято оружие. Стало известно о серии судебных исков ФСБ против периодических изданий, излагавших позицию "Моста" во время конфликта Гусинского с спецслужбами. Досталось и региональным лидерам. Петр Латышев наконец оставил изнурительную борьбу за овладение Домом пионеров в Екатеринбурге и вместо этого решил "навести мосты" с местными бизнесменами в расчете опереться на них в противостоянии с Росселем (правда, пов терминологии Латышева, это не конфликт полпреда и губернаторов, а "конфликт между позицией губернатора и позицией государства"). Стало также известно, что президент намерен в ближайшее время расширить полномочия полпредов, передав в их ведение контроль над распределением федеральных трансфертов.

Пока не вполне ясно, как отнеслись в Кремле к выступлению Росселя и Рахимова. Всегда есть основания полагать, что региональные лидеры лишь угрожают уходом в оппозицию, создавая тем самым поле для "торгов". Тем более что на некоторые уступки в Кремле готовы. В их числе внесение в Думу законопроекта о праве губернаторов избираться на третий срок (по данным президента Чувашии, президентская администрация по-прежнему готова пойти на этот шаг) или всякого рода частные компромиссы. Полпред президента в Центральном округе Георгий Полтавченко уже намекнул Юрию Лужкову, что федеральная власть готова расценить антиконституционную практику регистрации иногородних граждан в Москве как "передовую инициативу", которую центр не станет пресекать. Ставка делается и на создание у региональной элиты иллюзий относительно будущего Госсовета. Удачной (по логике Кремля) стала попытка обратить губернаторов к проблеме государственной символики. Внешне этот вопрос действительно важен с точки зрения определения нового политического курса. На деле внимание членов Госсовета просто переключают на формально важную, но все же совсем не актуальную, с конъюнктурной точки зрения, проблему. Сам вопрос о гимне может быть в любой момент снят Путиным с повестки дня под любым предлогом (например, чтобы не порождать раскол общества).

Оппозиция Путину по-прежнему носит "виртуальный" характер. Как показывает опыт российской истории 90-х годов, еще ни разу попытки критиков исполнительной власти опереться на региональную элиту не приносили побед. Недовольные губернаторы (Россель, Рахимов, Федоров, критикующий федеративную реформу глава новгородской администрации Михаил Прусак) пока не способны нанести президенту действительно серьезные удары. Самые прагматичные из них видят, что в выигрыше по-прежнему часто оказываются те региональные лидеры, которые способны к серьезным торгам. Слишком сговорчивые рискуют остаться не у дел. Примером может служить судьба стоявших год назад у истоков "Единства" губернаторов Леонида Горбенко (Калининград) и Александра Руцкого (Курск). Скорее всего, подобные неприятности грозят и Александру Назарову чтобы расчистить Роману Абрамовичу путь в кресло главы администрации Чукотского автономного округа.

Особо следует сказать о претензиях Березовского на роль идеолога и организатора фронды. Их не отвергают, но и не принимают открыто. Да и полного доверия к медиа-магнату у губернаторов тоже нет: Березовский никогда не отличался особым пиететом в отношении тактических союзников. На такую перспективу несколько месяцев назад указывал заместитель главы президентской администрации Владислав Сурков: "Ему нужен конфликт, он человек конфликта. Сейчас, видимо, поняв окончательно, что в окрестностях президента ему особенно поживиться нечем, он отправился в провинцию поднимать на бунт регионы. Он человек, который хочет заварить эту кашу, а потом прийти, например, куда-нибудь совсем наверх и сказать: "Ну, что вы будете делать с этой кашей? А ложка-то у меня!.."" Напомним, что в недавних мемуарах Ельцина Березовский назван "союзником" (хотя и нелюбимым). Такая оговорка вряд ли случайна: судя по всему, "семья" не исключает возможности нового альянса с Березовским (в зависимости от конъюнктуры за Путина или против него).

Все это не означает, что создание серьезной оппозиции в принципе невозможно. Во-первых, Кремль не сможет до бесконечности играть на разногласиях в стане своих критиков (к тому же серьезные противоречия между отдельными группами внутри властной коалиции объективно ослабляют ее). Во-вторых, ожидания общества относительно новой "эпохи Путина" велики, но не бесконечны: пока нет твердой уверенности, что беспрецедентно высокая популярность главы государства навсегда останется такой же. Наконец, власть может попросту переоценить свои силы. Провозглашенный курс на усиление централизации недостаточен для преодоления процессов дезинтеграции. Рано или поздно аппараты полпредов займутся преимущественно обслуживанием собственных интересов, а действия центра окажутся сведены к обеспечению более рациональной работы существующей много лет и довольно неэффективной системы представительств органов власти на местах.

МИХАИЛ ВИНОГРАДОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4338, 26 октября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ... 
[ В Интернете вып. с 26.10.2000 ]