СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Суд удовлетворил поданный за два дня до этого иск другого кандидата генерал-майора ФСБ Виктора Суржикова. В.Суржиков главный федеральный инспектор по Центральному округу и протеже полномочного представителя президента в округе генерал-лейтенанта ФСБ Георгия Полтавченко. Формально Руцкой был снят с выборов за "использование служебного положения в ходе предвыборной кампании" и "предоставление недостоверных данных о личном имуществе".
Были опасения, что губернатор выступит по областному телевидению или радио с призывом к бойкоту выборов и сорвет явку (а по областному закону для признания выборов состоявшимися в первом туре должно участвовать не менее 50% избирателей). Поэтому бойцы ОМОНа были посланы оцепить местные точки теле- и радиовещания. Фактически это был военно-полицейский переворот в масштабах региона, организованный и успешно проведенный одним из кандидатов куратором Курской области со стороны администрации президента.
Всю ночь члены избирательных комиссий вымарывали фамилию губернатора из избирательных бюллетеней. Результат во второй тур вышли 1-й секретарь Курского обкома КПРФ, депутат Государственной Думы Александр Михайлов (39,52% голосов) и В.Суржиков (21,56%). Объявлено, что явка была почти 52%. Второй тур должен пройти через две недели, для него нижний предел явки не предусмотрен.
Никто не сомневается, что лишение курян права выбора решением областного суда было санкционировано сверху как минимум, лично
Г.Полтавченко вряд ли действовал совсем уж без согласия руководителя администрации президента Александра Волошина, а следовательно, и самого президента. И никакие энергичные опровержения председателя Центризбиркома Александра Вешнякова по всем телеканалам страны никак не могут убедить в обратном.
Кроме того, трудно поверить, что явка на выборы действительно превысила 50% если за час до окончания выборов она едва перевалила за 45% и все видели, как по улицам Курска суматошно бегали сотрудники избирательных комиссиий с выносными урнами, уговаривая избирателей голосовать чуть ли не на автобусных остановках. А если вспомнить, что бывает еще такой "административный ресурс", как спрятанные дополнительные бюллетени... Обычно о существании таких сверх нормы отпечатанных бюллетеней только подозревают, но вот в Читинской области на днях случайно обнаружили их аж 100 тысяч. Обычно "административный ресурс" применяется в пользу "партии власти" сиречь действующего губернатора. Но в Курской области "партия власти" вышла из под контроля губернатора и перестроилась под федерального наместника.
Что касается формальных причин для снятия то они, конечно, смехотворны. Разумеется, Руцкой использовал должностное положение в интересах своего переизбрания. Как будто бы есть такие губернаторы и президенты, которые не используют... Чтоб далеко не ходить и не вспоминать выборы самого Путина: только что ставший президентом Удмуртии председатель ее Госсовета Александр Волков. Тот даже республиканский избирательный закон построил под себя сделал достаточным для избрания относительное большинство голосов в единственном туре выборов. Но в числе соперников Волкова не было генералов ФСБ, и Волкова поддерживал представитель президента по его округу (Сергей Кириенко). В итоге кандидатура Волкова не была снята в судебном порядке, хотя делегированный в Удмуртию от "Яблока" депутат Государственной Думы Сергей Митрохин протестовал против вмешательства администрации в выборы, да и судебные иски тоже были.
Осенью прошлого года А.Руцкой бросил свое должностное положение на чашу весов пропутинского движения "Единство". Избрался в политсовет "Единства". В марте 2000 г. агитировал за Путина опять таки используя свое должностное положение. Предлагал вообще отменить губернаторские выборы, сделать губернаторов назначаемыми в надежде, что Путин его и назначит губернатором в случае отмены выборов.
Потом, правда, Руцкой ворчал по поводу снятия с членов Совета Федерации неприкосновенности. В августе был слишком активен вокруг утонувшей подводной лодки, представляя себя в обход Москвы главным благодетелем вдов и сирот погибших моряков. Но, позволяя себе покритиковать центральную власть, он никогда не задевал лично президента и никогда не заходил в своем критиканстве так далеко, как президент Чувашии Николай Федоров, губернатор Свердловской области Эдуард Россель или президент Башкирии Муртаза Рахимов.
И все-таки осердил Кремль. Руцкому не помогло даже заступничество лидера партии "Единство" Сергея Шойгу ("Единство" до последнего момента поддерживало Руцкого). Позиция С.Шойгу, кстати, в очередной раз показывает, что в окружении Путина нет единой линии в региональной политике. Кто-то считает, что нужно вести себя осторожно и не бросаться проверенными старыми кадрами. А кто-то готов идти напролом, прибегать к произволу, все ставить под контроль силовых структур. И это наличие разногласий дает Руцкому некоторый шанс в его попытке опротестовать дело в Верховном и Конституционном судах.
Против Руцкого сошлось несколько факторов:
1) президенту хотелось кого-то показательно выпороть, чтобы губернаторы знали страх божий (наказать Руцкого, чтобы Россель вел себя посмирнее);
2) Руцкого в Кремле не жалко, потому что он сегодня лоялен, но всегда готов переметнуться на сторону сильного (таковы, правда, большинство губернаторов);
3) Руцкой своим эгоизмом и самодурством испортил отношения с местными административно-экономическими кланами;
4) именно в Курской области на место губернатора есть карта из колоды ФСБ.
На Руцкого всегда было много жалоб и нареканий по поводу его отношения к законности. Тем не менее,этот фактор не играл в данном случае никакой роли. В России есть как минимум два региональных руководителя, само избрание которых прошло с вопиющими нарушениями федерального законодательства, поскольку было безальтернативным: М.Рахимов (Башкирия) и Кирсан Илюмжинов (Калмыкия).
Центральная власть, одновременно уважающая право и сильная, должна была бы начать наведение порядка как раз с этих двух региональных самодержцев. Например, для начала поставить вопрос о законности их избрания перед Конституционным судом. Но метод устранения Руцкого как раз говорит об ориентации на произвол, а не на право.
Что касается силы то ее тоже у центральной власти не слишком много, раз она покушается только на слабых. Хотя лояльность Илюмжинова того же сорта, что и у Руцкого, а Рахимов и вовсе фрондирует, в отношении к ним влиятельным региональным лидерам администрация пока предпочитает не прибегать к решительным мерам.
ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4338, 26 октября 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 26.10.2000 ] |
|
|