МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
Поездка нового президента Воислава Коштуницы в непокорную Черногорию прошла спокойно. Коштуница не торопил черногорцев с переговорами и заявил, что, если Черногория предпочтет провести референдум и проголосовать за свою независимость, Белград склонится перед народным волеизъявлением. Президент Мило Джуканович (вместе со своей партией и большинством черногорцев бойкотировавший выборы, не признавая их законности, и, следовательно, формально не признавший избрания Коштуницы) приветствовал его как представителя демократической Сербии и заявил о готовности к диалогу. Если отношения Сербии и Ченогории, вконец испорченные великодержавной политикой Милошевича, наладятся, то, возможно, референдум и не понадобится, а черногорцы признают Коштуницу президентом федерации. Но пока об этом говорить рано: они не торопятся, ожидая, как поведет себя "демократическая Сербия" по отношению к "меньшому брату".
Трудности у Коштуницы пока с формированием временного правительства, как югославского, так и сербского, и, значит, с реальным вступлением в "переходный период" (который продлится до досрочных выборов в Скупщину Сербии). Переговоры со сторонниками Милошевича, по-прежнему располагавшими парламентским большинством, оказались трудней ожидаемого. В конце концов 23 октября под угрозой новых уличных демонстраций депутаты сербской Скупщины утвердили отставку правительства Мирко Марьяновича, верного сторонника Милошевича. Во главе временного сербского правительства, станет (как и было договорено) тоже социалист Миломир Минич, известный своей личной порядочностью.
Федеральное правительство, которое Коштуница и его сторонники надеются сформировать в ближайшие дней десять, возглавит Зоран Жижич, член черногорской Народно-социалистической партии (НСП), долгое время поддерживавшей Милошевича. Решение НСП перейти на сторону Коштуницы, принятое 22 октября, обеспечивает президентское большинство в федеральной Скупщине и, следовательно, утверждение нового правительства.
Коштуница совершил также первый и крайне важный шаг на балканской внешнеполитической сцене: 22 октября он посетил Боснию и Герцеговину, подчеркнув, что сознательно выбрал эту страну первой из независимых республик бывшей Югославии и придает своему визиту даже некоторое символическое значение. Впервые с начала войны в БиГ (1992) президент Югославии (а на этом посту был не только Милошевич) посетил Боснию и Герцеговину и, более того, заявил, что его встреча с боснийскими лидерами преддверие серьезной нормализации и установления дипломатических отношений. Одновременно Коштуница предостерег против "многочисленных попыток пересмотреть Дейтонское соглашение", направленных на превращение БиГ в унитарное государство.
«РМ»
Париж
© "Русская мысль", Париж,
N 4338, 26 октября 2000 г.
![]() [ В Интернете вып. с 26.10.2000 ] |
|
|