ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

«Соловецкий монастырь
в русских
дореволюционных
изданиях»

Выставка в Исторической библиотеке

Выставка посвящена 2000-летию христианства, но стала данью иной дате: 10 лет назад возрождена Соловецкая обитель, закрытая в 1920 году большевиками. На территории Соловецкого ставропигиального монастыря, сложившегося почти 6 веков назад на островах в Белом море, устроили исправительно-трудовой лагерь; его сменили печально знаменитые СЛОН и СТОН Соловецкий лагерь, а затем тюрьма, особого назначения).

500 изданий: книги, атласы, журналы, альбомы конца XVIII начала XX веков выявляют интерес историков, географов, экономистов, богословов, военных к обители. Организаторы выставки стремились через отклик, какой находил монастырь в печати, "воссоздать его духовное влияние на жизнь России". Неординарны герои его истории: "начальник" обители преп. Савватий, в 1429 г. открывший инокам путь на Соловки, его последователь преп. Зосима, деятельный "благоустроитель" Филипп Колычев (впоследствии митрополит Московский), дважды побывавший здесь Петр I, череда "ссыльных и заточенных в острог Соловецкого монастыря в XVI-XIX веках". Три столетия Соловки, почитаемые как центр духовности, служили также местом ссылки еретиков и неугодных правительству лиц.

Память многих поколений тревожили события церковной "смуты": диссертация И.Я.Сырцова "Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке" (Кострома, 1889) и труд А.В.Арсеньева с характерным названием "Поморские совратители-безпоповцы. Старинное дело о совращениях и перекрещиваниях в раскол" (СПб, 1887) побуждают пристальнее вглядеться в самые ранние из хранимых библиотекой книг о Соловках. Это рукописные "Челобитные соловецкие", обращенные к царю Алексею Михайловичу, и обошедшая Россию в списках "История об отцах и страдальцах соловецких" писателя-старообрядца Семена Денисова (1682-1741). Восемь лет, с 1668 по 1676 г., длилось "Соловецкое сидение", пока тысячное карательное войско не овладело монастырем, взбунтовавшимся против реформ патриарха Никона. История эта изложена и в книге "Летописец Соловецкого монастыря", напечатанной Московским университетом в 1782 году.

В общероссийском контексте обитель упомянута во множестве изданий Московского университета ("Описание монастырей, в Российской империи находящихся", 1812; "Отечественные достопамятности", 1823), в академическом "Описании Архангельской губернии" (СПб, 1813), в "Русском провинциальном некрополе" (М., 1914) и т.д. К концу XIX века спектр литературы о Соловках стал шире: официальные справочники, путеводители, альбомы видовых литографий оттеняют издания более скромного жанра, зато весомого тиража. "Ударной силой" экспозиции стал богатейший фонд периодики, хранящийся в "Историчке" (по словам ее сотрудников, залежи старых газет и журналов не разобраны и не описаны во всей полноте). Журналы "Русский паломник", "Душеполезное чтение", "Духовная беседа", "Странник", "Морской сборник", "Архангельские епархиальные ведомости", живописуя историю и повседневную жизнь монастыря, публикуя отчеты о его посещении императорской фамилией, ощутимо воздействовали на массовое сознание.

Обширна была издательская деятельность самого монастыря: он печатал исторические труды и богословские трактаты своих настоятелей Паисия, Досифея, Мелетия. Сосланный на Соловки Игумен Порфирий оставил много проповедей и "пастырских слов".

Комплекс паломнической литературы обширен, но, согласно традиции, авторы воспоминаний чаще всего оставались анонимными. После Крымской войны интерес общества к Соловкам, а значит, и число паломников резко возросло: в июле 1854 г. безоружная крепость героически выстояла под жестоким обстрелом английской эскадры, а полное отсутствие жертв среди защитников и найденное за иконой Богоматери неразорвавшееся ядро были признаны чудесными событиями и повысили авторитет монастыря ("Подвиги Соловецкой обители". СПб, 1855).

ЕЛЕНА ШИРОЯН


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4338, 26 октября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ... 
[ В Интернете вып. с 26.10.2000 ]