МИР ИСКУССТВА

 

Наследие Шостаковича
в Париже

Накануне концерта в Сорбонне

Приезжающим в Париж русским туристам обычно показывают современный деловой район Дефанс, но немногие не только из приезжих, но и из русских жителей Парижа знают, что в нем нашлось место для центра, посвященного творчеству одного из величайших композиторов XX века Дмитрия Шостаковича. Неподалеку от арки Дефанс есть здание, похожее на корабль в нем и находится Центр документации современной музыки "Дмитрий Шостакович", который чаще называют просто Центром Шостаковича. ("РМ" писала о нем накануне его открытия см. N4161).

Шостакович Шостакович

Сейчас это одно из крупнейших собраний, посвященных композитору. А начиналось все очень давно с небольшой коллекциии Эмманюэля Утвиллера, которую тот пополнял в течение двадцати лет, обмениваясь записями с советскими музыковедами. Он и не думал тогда, что придет время и до полной коллекции ему будет не хватать лишь трех старых пластинок "Мелодии". "Но я все еще надеюсь", говорит он. Идея создания Центра родилась, когда встретились два человека, возможно, больше всех любящих и понимающих музыку Шостаковича, Эмманюэль Утвиллер и Ирина Антоновна Шостакович, вдова композитора. Были основаны также Международная ассоциация "Дмитрий Шостакович" и даже издательство, которое начало выпускать в свет 150-томное собрание сочинений Шостаковича (уже вышло два первых тома).

Сейчас в Центре Шостаковича есть все записи, монографии, документальные и художественные фильмы, полное собрание партитур, многие из них в рукописном виде, что позволяет познакомиться с пометками, сделанными композитором, редкая возможнсть для музыкантов.

Эту возможность, разумеется, не упустят и исполнители, участвующие в концерте, который состоится 3 ноября в Большом амфитеатре Сорбонны. Такие концерты Центр Шостаковича устраивает каждый год. "Спонсоров у нас не так много, поэтому мы в основном пока проводим камерные концерты. Что касается программ исполняется то, что мало известно на Западе. На этом концерте слушателей ждет скорее тематическая программа, то есть две стороны жизни Шостаковича (с одной стороны, насмешка и сарказм, с другой страдание и мужество)", объясняет Ирина Антоновна, вице-президент Международной ассоциации "Дмитрий Шостакович". Именно она составляет программы будущих концертов, каждый раз стараясь осветить какой-то новый аспект музыки композитора. Последнее время в прессе творчество Шостаковича зачастую рассматривается с точки зрения "просоветской направленности", журналисты все больше задаются вопросом, на самом ли деле Шостакович поддерживал существовавший режим или просто не было выбора... За всем этим несколько забываются сами сочинения, в которых если и присутствует советский подтекст, то лишь как отражение времени, исторических реалий, но не как суть.

3 ноября впервые во Франции будет исполнено "Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия" (1966) несколько горькая насмешка, так как в качестве первого четверостишия Шостакович использовал "Историю стихотворца" А.С.Пушкина. Впервые в Париже исполняется "Антиформалистический раек", написанный Шостаковичем целиком на свой литературный текст (работать над ним он начал еще в конце 40-х годов, а закончил в 60-е). Это своеобразная сатира на некоторые политические события в СССР, прежде всего на постановление 1948 г., расправлявшееся с композиторами-"формалистами". Шостакович использует конструкции, характерные для Сталина, когда в ответе полностью повторяются слова вопроса; его излюбленный оборот "не могут не быть". Есть в "Райке" и параллели с выступлениями Жданова. В парижском концерте будет исполнена редакция, сделанная Шостаковичем для баса и смешанного хора.

Во втором отделении палитра чувств переменится, заговорит внутренний голос композитора: прозвучат 66-й сонет Шекспира, трио *2 ми минор (1940), посвященное И.И.Соллертинскому, и Восьмой квартет один из самых личных квартетов, где автобиографические элементы переплетаются с воспоминаниями о войне.

Разумеется, у Центра Шостаковича много планов относительно будущих концертов. Вот что рассказала Ирина Антоновна Шостакович:

Кроме концертной деятельности, Центр Шостаковича занимается и созданием компьютерной базы данных (жизнь и творчество Шостаковича, нотография, публикации в прессе, дискография). Познакомиться с обширным собранием могут исполнители, музыковеды и просто любители музыки Шостаковича.

ДАРЬЯ МУДРОЛЮБОВА


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4338, 26 октября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ... 
[ В Интернете вып. с 26.10.2000 ]