ПАРЛАМЕНТСКАЯ ХРОНИКА |
Совет Федерации:
Несмотря на обилие вопросов, включенных в повестку дня очередного заседания Совета Федерации, интерес к собственно законотворческой работе палаты на этот раз был явно невелик. Лишь Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), к которому долгое время было приковано внимание всех автолюбителей, заслуживал подробного обсуждения, но оно состолось днем раньше в профильном комитете. И там правоведы нашли в тексте закона такие "юридико-технические" погрешности, что сразу же решили отправить КоАП на доработку в согласительную комиссию палат парламента.
Претензии высказывались к нормам, регулирующим штрафные санкции и право на их обжалование. Экспертный совет при уполномоченном по правам человека в РФ, например, обратил внимание сенаторов, что штрафные санкции за административные правонарушения "чрезмерно суровы и не соответствуют реальному уровню жизни граждан РФ".
А президент Чувашии Николай Федоров призвал коллег не принимать документ, заставляющий граждан повсюду ходить со своим паспортом, даже в ближайший магазин или в баню.
Если по этому вопросу Федоров нашел поддержку коллег, то его попытка уговорить палату обратиться в Конституционный суд, чтобы тот проверил президентские законы, направленные на усиление властной вертикали, провалилась. Сенаторы и без того опасались открыто выражать недовольство "путинскими" законопроектами, а когда им было обещано, что президент не будет возражать против внесения в эти документы ряда поправок, уже практически готовые запросы в КС были отправлены в долгий ящик. Впрочем, Федоров может самостоятельно оспорить все эти документы, так как правом обратиться в КС обладает каждый президент, губернатор или региональный парламент.
Неприятная неожиданность ожидала Федорова и в самом конце заседания, когда палата вновь вернулась к вопросу о председателе комитета по конституционному законодательству. Вняв увещаниям Кремля, для которого был бы приемлем кто угодно, только не Федоров, члены комитета сумели найти кандидатуру, которая могла бы получить нужное для избрания количество голосов. В результате пост получил не имеющий диплома правоведа, но обладающий огромным опытом партийной и советской работы глава органа представительной власти Новосибирской области Виктор Леонов.
Однако неприятности Федорова не идут в сравнение с бедами других региональных лидеров, которые оказались в центре скандальных историй, широко разрекламированных прессой.
Так, например, губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, которого фактически обвинили в нецелевом использовании средств фонда помощи морякам, погибшим на подводной лодке "Курск", решил объяснить коллегам, чем вызвано заявление вдовы командира субмарины Ирины Лячиной о выходе из состава комиссии, распределяющей средства, которые присылают люди и организации, желающие оказать посильную помощь семьям погибших подводников.
По версии Евдокимова, все обвинения против входящих в комиссию должностных лиц областной администрации инспирированы журналистами "Комсомольской правды". Одноименнное издательство поторопилось выпустить книгу о затонувшей подлодке, но опоздало: на пару дней раньше на прилавках оказалась другая книга, написанная Олегом Попцовым. Ее-то и решила оплатить комиссия, что, понятное дело, очень не понравилось издательству "Комсомольская правда". И хотя ни одной копейки на издание книги Попцова комиссия так и не перечислила, ее членов тут же обозвали "чиновниками с липкими руками", а то и просто "ворюгами". Сенаторы явно симпатизировали Евдокимову, были готовы поддержать его, но тот лишь попросил коллег поручить Счетной палате провести проверку расходов средств фонда, предназначенного для семей моряков. Такое поручение было дано без лишних дебатов.
А затем от скандала вокруг "Курска" перешли к истории с выборами в Курской области. Губернатор Александр Руцкой, которого суд отстранил от участия в выборах за несколько часов до начала голосования, использовал трибуну СФ для обвинения своих соперников в сговоре с целью отстранить главного претендента на победу (то есть самого Руцкого) от борьбы за губернаторское кресло.
Перечислив факты, свидетельствующие, по мнению Руцкого, о "немотивированном решении суда" и о фальсификации данных явки на выборы, Руцкой сделал вывод, что сговор состоялся между его соперником генералом ФСБ Виктором Суржиковым, председателем облсуда и начальником УВД. Вывод Руцкого: "...действующее законодательство в отношении выборов любого уровня не только несовершенно, но и опасно; оно позволяет прийти к власти кучке авантюристов и политических проходимцев".
С выводом Руцкого сенаторы согласились и поручили своему комитету по конституционному законодательству срочно подготовить поправки к законам о выборах. Но обращение в Верховный суд, где вскоре должна рассматриваться жалоба губернатора, не признающего своего снятия с дистанции, принимать не стали. По словам спикера палаты Егора Строева, поддержать Руцкого, который хочет, чтобы суд рассмотрел его жалобу еще до второго тура выборов, палата должна, но лишь протокольно, поскольку никаких обращений в высший судебный орган СФ просто не вправе принимать.
А если и примет они все равно не будут иметь юридической силы.
Еще один скандал, ожидавшийся журналистами, так и не состоялся. А ведь предполагалось, что Генпрокуратура наконец-то назовет лиц, которые виновны в так называемом дефолте 1998 года.
Речь идет о резкой девальвации рубля в результате краха рынка ГКО в августе 1998 года. СФ, который в свое время создал специальную комиссию и назвал ряд "виновников" тех событий, до сих пор не потерял надежды, что кто-то из нажившихся на дефолте понесет заслуженное наказание. Беда только в том, что прокуратура никак не может доказать вину потенциальных преступников. Хотя, как сообщил заместитель генпрокурора Василий Колмогоров, 170 "чиновников высшего ранга занимались операциями с ГКО", им, похоже, можно инкриминировать лишь уклонение от уплаты налогов: сделки с ГКО не подлежали госрегистрации.
Сенаторов такое объяснение, конечно, не устраивает. Они хотят, чтобы прокурор перечислил если не обвиняемых, то хотя бы подозреваемых. Но Колмогоров лишь пообещал, что это можно будет сделать в первой половине будущего года. До тех пор никому нельзя предъявить претензии по закону, хотя для членов парламента это не так уж важно. Они ведь уже давно пришли к выводу, что во всем виноваты Анатолий Чубайс, Сергей Кириенко и Сергей Дубинин. Но доказать это утверждение не под силу ни сенаторам, ни депутатам Думы.
КИРИЛЛ ПОПОВ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4339, 2 ноября 2000 г.
![]() |
|
|