СОБЫТИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ |
Для византийских интриг в России всегда сезон. Межсезонья редки и коротки. Вот и сейчас отнюдь не межсезонье.
При дворе играют три команды: "семья", "чекисты" и либералы. Кроме того, среди влиятельных придворных есть неопределившиеся, или определившиеся неверно и теперь ищущие случая переметнуться. Наконец, в каждой команде есть внутрнение разборки среди челяди, а столкновения "шестерок" между собой привносят в игру дополнительный хаос. В этом смысле все как при Ельцине: "семья" и либералы были и раньше, вместо чекистов были коржаковцы, вместо "Медведя" и Шойгу НДР и Черномырдин; Лужков и мэрия где-то на периферии двора, как и раньше. И "олигархи", т.е. дельцы, назначенные в миллионеры враждебной административной группировкой и обслуживающие ее финансовые интересы.
Поскольку либералов дальше экономики не пускают, их роль в интригах обычно меньше, чем у двух других групп, хотя бывают и исключения. Например, когда какой-нибудь министр единственным интервью ставит под удар всю налоговую реформу против этого министра мобилизуются все интеллектуальные силы. "Чекисты" работают грубо: их стиль "посадить Гуся", "порвать голенище с усами" и т.п. "Семья" действует тоньше в волошинских интригах не сразу и разберешься, что к чему. Между "семьей" и гебистами идет разборка по максимально принципиальному вопросу за пост самого Александра Волошина, да и пост премьер-министра тоже на кону (очередные предсказания по поводу Михаила Касьянова: "снимут, но не раньше января"). Отбиваясь от чекистов, волошинцы иной раз чекистским же ходам, похоже, как бы подыгрывают чтобы в итоге, говоря словами Петра I, "дурость каждого была бы видна".
Из администрации президента в "Новую газету" утек секретный документ: служебная записка заместителя руководителя администрации по работе с регионами А.Абрамова "по конфликтным ситуациям, возникшим в ходе выборов глав исполнительной власти субъектов федерации в Центральном федеральном округе". Главное в этом документе, что все "конфликтные ситуации", аналогичные "казусу Руцкого", предстоящие. Автор служебной записки все заранее знает, как если бы сам все организовывал.
"Срок принятия решения" о снятии кандидата с дистанции по решению местного суда не на несколько часов отстоит от дня выборов (как было с Руцким), а на два-три дня. А так все точно также. По одному только Центральному округу (представитель президента чекист Георгий Полтавченко) к "принятию решения" намечены, вслед за Руцким, еще четыре кандидата три переизбирающихся губернатора и один кандидат-вице-губернатор.
Документ, похоже, подлинный. А вот кто дал ему утечь в прессу? То ли "семья" чтобы сорвать операцию чекистов по чистке губернаторского корпуса, то ли сами чекисты чтобы обвинить в срыве не очень-то чисто подготовленной операции волошинцев.
Параллельно идет необъявленная война против вице-премьера Ильи Клебанова. Ее, похоже, ведут все-таки либералы. Летом, почти сразу после принятия либерального Налогового кодекса, Клебанов заявил, что "плоская" налоговая в 13% временная мера. Мол, вот выползут глупые капиталы из тени на 13-процентный свет тут-то мы их и обложим по полной программе. Либералы-то уломали президента на "плоскую шкалу" как раз обещанием того, что капиталы быстро выйдут на свет, в результате увеличится налогооблагаемая база и общая сумма собираемых налогов вскоре возрастет, несмотря на снижение налоговой ставки. А тут Клебанов делает такое заявления, пугая и без того пугливый теневой капитал. Это была откровенная диверсия против Налогового кодекса потому что даже с чисто фискальной точки зрения предупреждать налогоплательщика о своих коварных намерениях вряд ли стоит. Клебанов, получается, даже перед этим не останавливается, лишь бы доказать впоследствии, что налоговая реформа была пустышкой.
Исправить ситуацию могло бы увольнение Клебанова и лучше всего с формулировкой "за головотяпство в деле освещения государственной налоговой политики". Но так дела у нас не делаются: Клебанову теперь ставят всякое лыко в строку, по любому поводу. В интернетовском "Русском журнале" Глеба Павловского Клебанова на днях назвали ни больше ни меньше как "мразью" по поводу его циничных комментариев на неспасение подводников с "Курска".
ФЭП Г.Павловского не самостоятельный игрок на собственно политическом поле, но вполне самостоятельный на рынке политических технологий. На сегодняшний день ФЭП идейно окормляет как раз группировку Волошина, к которой принадлежит и Клебанов. То ли автор вышеупомянутой редкопечатной характеристики воспользовался для самовыражения минутным замешательством редактора (что крайне маловероятно), то ли у ФЭПа что-то конкретно не складывается именно с Клебановым, то ли Клебанов уже предал Волошина и об этом еще никому не известно, то ли Павловский разошелся с Волошиным и опять решил поработать на либералов...
Исключительно занятный документ опубликован в газете "Stringer", основанной бывшим ельцинским охранником Александром Коржаковым (N5, окт. 2000).
Это некое "тактико-техническое обоснование передачи власти от президента к его преемнику с одновременным усилением роли государства". В "Преамбуле" к документу обосновывается неадекватность президента Путина чекистской (андроповской) модели наведения порядка: "полное отсутствие политической воли", "склонность к дешевому эпатажу", "хаотичность и нелогичность предпринимаемых действий в сочетании с отрицательным фоном катастрофичности происходящих событий" и т.п. Предсказывается неизбежное падение популярности Путина.
Предлагается план действий по мирной передаче власти от Путина к "человеку ("Андропов N2"), который будет восприниматься обществом как:
наследник дела Путина, близкий соратник, подхвативший знамя, выпавшее из ослабевших рук законно избранного президента;
человек пусть и менее известный (поначалу), но несомненно более решительный уже в силу того, что он будет никак не связан обязательствами с представителями ельцинского режима (Ельцин, Дьяченко, Волошин, Абрамович и т.д.);
человек, находившийся рядом с президентом в момент истины и пытавшийся спасти его".
С этой целью предлагается дискредитировать ставленника "семьи" премьер-министра Михаила Касьянова и протолкнуть на его место "Андропова N2". Последний этап описываемой операции это добровольная отставка Путина с рекомендацией народу голосовать за "Андропова N2". Как можно понять из текста, Путина к такому шагу должна побудить серия инсценированных покушений на его жизнь (глава, озаглавленная "Акция", в публикации упоминается, но отсутствует).
Кто-такой "Андропов N2" не говорится, но очевидно, что подразумевается кто-то из чекистов, например, Сергей Иванов, или Виктор Черкесов, или Георгий Полтавченко как обсуждаемые кандидаты на пост премьер-министра от чекистской группировки.
Скорее всего, этот документ фальшивка, эдакое подражание проекту "Версия-1" весны 1994 года. Первая мысль, которая возникает: это диверсия "семьи" (т.е. Волошина и Касьянова) с целью скомпрометировать чекистов.
Но с какой стати Коржаков, имеющий свои счеты с "семьей", будет ей подыгрывать? Кроме того, документ слишком груб для Волошина особенно авторы его переборщили с муссированием того, что они называют "идефикс Путина о готовящемся на него покушении", каковую в документе предлагается всячески "развивать".
Может быть, это, напротив, задумка чекистов с целью скомпрометировать волошинцев, представив их Путину в качестве инициаторов создания обидного для президента текста?
А более всего это похоже на продукцию не самих основных игроков, а каких-нибудь "болельщиков" той или иной стороны. Например, Борис Березовский в обиде на "семью", но уж чекистам никак не сочувствует. А газета "Завтра", скажем, наоборот, все свои упования возлагает на чекисткую часть окружения президента. Что касается отставного и скучающего на покое Коржакова, то он тоже болеет за команду чекистов.
ВЛАДИМИР ПРИБЫЛОВСКИЙ
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4339, 2 ноября 2000 г.
![]() |
|
|