ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Новая прикаспийская дипломатия

Внешняя политика России в регионе
становится более прагматичной

В последнее время Россия стала в большей степени уделять внимание той обширной области, которую можно назвать в широком смысле Прикаспием. В октябре президент Путин посетил с визитом Казахстан и Киргизию, председатель правительства Михаил Касьянов нанес визит в Турцию, активизировались контакты России с Ираном, российские компании стали контактировать с Ираком.

Активность России не связана, как во времена Советского Союза, со стремлением противостоять западным странам, но с желанием сохранить свое влияние, тем более что этот регион один из самых привлекательных для российских производителей. На западных рынках российская машиностроительная продукция, как правило, не выдерживает конкуренции, и Россия торгует здесь в основном сырьем. В странах Прикаспия российская техника оказывается вполне конкурентоспособна. Здесь пользуются спросом российская строительная и энергетическая техника, а российские специалисты способны конкурировать на рынке нефте- и газодобычи. Но для продвижения российских интересов очень важна политическая стабильность в регионе.

Новый среднеазиатский альянс

Одной из важнейших тем переговоров президентов Путина и Назарбаева был вопрос о положении в Средней Азии в связи с событиями в Афганистане. То, что стороны уделяют этому вопросу повышенное внимание, нашло свое отражение уже в ходе визита Путина в Киргизию. Там было подписано соглашение, закрепляющее статус коллективных сил безопасности государств участников договора о коллективной безопасности в рамках СНГ. Впрочем, отсутствие в договоре Узбекистана и Туркменистана делает его не столь эффективным в отношении угрозы из Афганистана. Хорошо известно, что Узбекистан обладает самой боеспособной армией в регионе, а у Туркмении особые отношения с талибами, в которых государства, подписавшие договор, видят главную опасность для себя.

Главным политическим событием визита президента Путина в Казахстан стало подписание главами государств Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) договора об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС см. "РМ" N433?). Цель его создание единого экономического пространства. В частности, пять стран хотели бы сформировать единую транспортную структуру и ввести единый таможенный тариф. Впрочем, эти же цели ставились и перед Таможенным союзом, но не были достигнуты, так как его членов больше волновали собственные интересы, нежели коллективные.

Обсуждали во время визита Путина в Казахстан и проблему юридического статуса Каспийского моря. Россия и Казахстан предложили провести разграничение дна моря между береговыми государствами по срединной линии при сохранении в общем пользовании водного пространства для обеспечения свободы судоходства, согласованных норм рыболовства и защиты окружающей среды. При этом границы по договоренности сторон могут быть изменены ради пользования недрами. Использование месторождений (а это главный вопрос при разделе Каспийского моря), через которые пройдет граница, может быть предметом отдельных договоренностей между соответствующими прикаспийскими странами. Президенты России и Казахстана констатировали, что решение вопроса о статусе Каспийского моря возможно лишь при достижении консенсуса между всеми пятью прибрежными государствами Россией, Казахстаном, Азербайджаном, Туркменией и Ираном.

Турецкий вояж Касьянова

За юридическими спорами о статусе Каспийского моря скрывается вопрос о том, кто будет контролировать потоки сырья из среднеазиатского региона. Уже в будущем году должен начать действовать трубопровод, который сооружает Каспийский трубопроводный консорциум с участием российской стороны. Альтернативой ему служит нефтепровод БакуТбилисиДжейхан, который должен пройти по территории Азербайджана, Грузии и Турции. Накануне визита Путина в Казахстан там прозвучали заявления о том, что Алма-Ата предпочитает российский вариант переброски нефти. Между тем накануне визита в Турцию Михаила Касьянова было подписано соглашение о начале строительства нефтепровода БакуТбилисиДжейхан. Как ни билась российская дипломатия, как ни доказывали российские специалисты, что российский вариант дешевле и выгодней, все равно было решено, что труба должна пройти через Турцию.

Михаил Касьянов заявил, что Россия и Турция выступают не как конкуренты, а как партнеры. По его словам, "принцип партнерства, а не конкуренции это база для развития отношений двух стран по нарастающей". Но это скорее дань дипломатии, чем реальное положение дел. Позиции двух стран по многим вопросам расходятся, да и по транспортировке нефти обе страны выступают как конкуренты.

Впрочем, у России в Турции не только транспортные интересы. Одной из крупнейших сделок двух стран стал проект "Голубой поток" проект строительства газопровода, по которому российский газ должен пойти в Турцию. С проектом поставок в Турцию российской электроэнергии вместе с Михаилом Касьяновым приехал в Турцию и председатель правления "ЕЭС России" Анатолий Чубайс. В дополнение к небольшим поставкам электроэнергии компания хотела бы поставлять через Грузию электроэнергию на сумму в 50 млн. долларов. Обсуждали в Анкаре и вопросы взаимодействия в строительной области. Как известно, турецкие строители активно работают в России. Михаил Касьянов заявил, что между двумя странами необходимо заключить соглашения об использовании трудовых ресурсов.

Но, пожалуй, одним из главных вопросов на переговорах Михаила Касьянова в Турции был вопрос о возможности поставок в эту страну крупной партии российских боевых вертолетов. Турецкое правительство планирует закупить для своей армии 145 боевых вертолетов общая сумма сделки составляет 4,5 млрд. долларов. В свое время турецкое правительство организовало конкурс, в котором принимали участие российская корпорация "Камов" и американская "Белл геликоптер", и победила американская компания. Казалось бы, шансы российской компании испарились, но тут вмешалась большая политика.

Комитет по международным делам сената США одобрил резолюцию, в которой массовая резня армян в 1915 г. в Турции признана геноцидом. Турецкое правительство отреагировало весьма болезненно. Был отменен визит высокопоставленного турецкого генерала в Вашингтон, в парламенте Турции застопорился вопрос об аренде США военной базы. Завис и вопрос о закупках американских вертолетов. У России вновь появился шанс продать свои ударные вертолеты Ка-50 ("Аллигатор").

Михаил Касьянов в Турции заявил, что российская сторона готова снизить стоимость контракта более чем в два раза, до 2 млрд. долларов. Причем часть контракта (около 300 млн. долл.) может быть пойти в погашение российского долга Турции. Россия также готова предоставить лицензию на самостоятельный выпуск вертолетов.

В сложившейся ситуации Россия не имеет возможности помешать строительству невыгодного для нее стратегического нефтепровода. Но ее подход становится более прагматичным: нужно извлекать из сложившейся ситуации максимум реальной пользы. И партнерские отношения действительно могут больше помочь России, чем конкуренция.

АНВАР АМИРОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4339, 2 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...