ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

 

Реанимация военного монстра,
лоббизм или коммерция?

Реформа ВПК

Рекрутирование многочисленных выходцев из силовых структур в органы исполнительной власти прошлой осенью и вовлечение России во вторую чеченскую войну в очередной раз поставили на повестку дня вопрос о возможной смене приоритетов в экономической политике и переносе центра тяжести в сферу военно-промышленного комплекса. Но спустя год становится все более очевидным: окончательный выбор власть так и не сделала. В решениях, касающихся судьбы вооруженных сил, предприятий ВПК, экспорта вооружений, причудливым образом переплетаются стратегические расчеты высших государственных чиновников и сиюминутные политические, а порой и сугубо меркантильные интересы.

Наиболее громкий пример реорганизация вооруженных сил. Задачу сокращения армии президент поставил несколько месяцев назад, однако позиционная борьба между заинтересованными ведомствами пока блокирует какие-либо серьезные прорывы в этом направлении. Похожая ситуация сложилась и на предприятиях оборонно-промышленного комплекса. В 90-е годы кабинет министров не выработал внятной стратегии развития отрасли. Оборонный заказ все это время финансировался по остаточному принципу. Даже сейчас, на фоне значительных поступлений в казну благодаря высоким мировым ценам на нефть, оборонщики говорят о неспособности кабинета министров осуществлять выплаты в предусмотренном бюджетом объеме. Увеличение военного бюджета тоже не сулит ренессанса ВПК: большая часть средств направляется не на производство вооружений или опытно-конструкторские разработки, а на финансирование содержания армии. Война в Чечне вроде бы требует увеличения производства оружия и его модернизации: пока войска большей частью проедают советское "наследство" с многочисленных складов. Но эти затраты представляются правительству не слишком перспективными. Между тем нынешний уровень производства на предприятиях ВПК составляет менее 25% от советских времен. Размыта и структура собственности: из 1700 предприятий 40% государственные унитарные предприятия, 30% полностью частные структуры, 30% со смешанной формой собственности.

26 октября пресс-служба президента сообщила, что подписан указ "О мерах по обеспечению концентрации и рационализации оборонного производства в РФ", призванный усилить позиции государства в отрасли. Речь идет об облегчении процедуры создания крупных холдингов в оборонной промышленности. Предполагается, что при формировании холдинговых компаний в ВПК 51% их акций подлежит закреплению в федеральной собственности. Идея создания таких мощных структур не нова, однако среди экспертов нет твердого представления об их эффективности. К тому же, как всегда, высказываются довольно противоречивые мнения о причинах очередного приступа активности государства в сфере ВПК. По одним оценкам, речь идет о попытке президента решить ряд объективно насущных задач и даже сделать ВПК более "прозрачным" в том числе и за счет возвращения в госсобственность ряда предприятий. Но есть и другие точки зрения. Так, газета "Коммерсант" убеждена, что за президентским указом стоит борьба вице-премьера Ильи Клебанова с премьером Михаилом Касьяновым и главой президентской администрации Александром Волошиным. Последние сумели с помощью президентского указа ограничить попытки экспансии финансово-промышленной группы "Оборонительные системы", которую Клебанов якобы рассматривает в качестве возможного "запасного аэродрома".

Подобная ситуация сложилась и в сфере торговли вооружениями, где друг друга постоянно расталкивают локтями госкомпании "Росвооружение" (в обиходе "Росвор") и "Промэкспорт". Их конкуренция заметна как на внешнем рынке (где они по сути сбивают цену на продукцию друг друга), так и внутри страны. Обе ведут активные рекламные кампании, стремясь обеспечить себе общественную поддержку и (по всем признакам) не брезгуя оплатой "заказных" публикаций. На декларативном уровне дискуссия идет о более четком разграничении сфер влияния между компаниями. На деле же время от времени предпринимаются попытки их объединения. Вопрос в том, под чьей эгидой "Промэкспорта" или "Росвооружения" такое слияние пройдет. За этим спором стоит большая политика: "Промэкспорт" возглавляет выдвиженец Путина Сергей Чемезов, а генеральный директор "Росвооружения" ставленник "Семьи" Алексей Огарев. Весной путинцы без особых проблем проглотили еще одного конкурента госкомпанию "Российские технологии". Но попытка присоединить "Росвооружение" натолкнулась на серьезное сопротивление. К тому же в активе "Росвора" немало козырей: именно эта компания по-прежнему обслуживает большую часть экспортных контрактов, в то время как коммерческие успехи "Промэкспорта" неочевидны. В результате 27 октября между сторонами случился решающий (хотя, вполне возможно, не последний) бой: на заседании правительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству, заслушав стороны, премьер Михаил Касьянов пока отверг претензии "Промэкспорта" на поглощение "Росвооружения".

КОНСТАНТИН СИМОНОВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4339, 2 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...