КНИЖНАЯ ПОЛКА

 

Энциклопедия эстрады

Такой справочник выходит в России впервые. К работе были привлечены исследователи со всех концов страны, их нашла и объединила "главный застрельщик" доктор искусствоведения Елизавета Уварова. Ядро авторского коллектива составили ученые из Российского института искусствознания. Усилия специалистов позволили упомянуть практически все персоналии, заметные на русской эстраде в нынешнем столетии (включены и последние годы, хотя авторы намеренно коснулись их по минимуму: тем, кто сейчас выходит на подмостки, еще предстоит себя "оправдать", а главное, меняется само понятие жанра). Однако в основном энциклопедия посвящена "уходящей натуре": исключительно интересная, она "оживлена" с помощью множества фотографий.

Эстрада в России.
XX век. Лексикон.

М., "Российская политическая энциклопедия",
2000. 748 с., ил. 3000 экз.

Перелистав увесистый том, находишь и цыганский "Яр", и сад "Аквариум" (точнее, два одноименных сада московский, просуществовавший до 1940 г., и питерский, закрытый еще в 1923 г.), и сад "Эрмитаж", и нынешний Театр эстрады, по иронии судьбы поселившийся в овеянном совсем не веселыми воспоминаниями "доме на набережной". В книге затронуты все жанры, которые в России принято объединять термином "эстрада". На протяжении века "легкий жанр" сверкал разными гранями, и все они дотошно перечислены (от Авторской песни до Эквилибристики, от Агитбригады до Эстрады на телевидении). Картину дополняют статьи об актерах театра или оперных певцах, оставивших след в истории эстрадного искусства: это и Василий Качалов, и Сергей Лемешев, и Андрей Миронов.

Авторы справочника отказались от разделения мастеров российской эстрады на "отечественных" и "зарубежных", предпочтя более современный подход восприятие всего массива русской культуры ХХ столетия как единого целого. В самом деле, стоит ли разводить по разные стороны баррикад, к примеру, эмигранта Аркадия Аверченко и "советского писателя-юмориста" Михаила Жванецкого, Александра Вертинского и Клавдию Шульженко? Правда, тех, кто воспитан в классических традициях, может покоробить "проживание" под одной обложкой Николая Акимова и Аллы Пугачевой, Федора Шаляпина и Бориса Эйфмана, а также Изабеллы Юрьевой, Виктора Шендеровича, Елизаветы Эфрон, Аркадия Райкина... Но составители стремились воссоздать возможно более полную картину того, что происходило в российской эстраде в 1900-2000 годах.

По утверждению издателей, им не пришлось ориентироваться на зарубежные аналоги такой энциклопедии попросту нет. Наоборот, считают составители, этот уникальный справочник мог бы послужить образцом для зарубежных коллег, работающих над подобными изданиями.

ЕЛЕНА ШИРОЯН


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4339, 2 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...