ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

Сказки о Мертвых царевнах

"Реликвии царской усыпальницы.
Московские великие княгини и царицы"

(выставка в московском Кремле)
и "Царицы-инокини Новодевичьего монастыря"
(в Новодевичьем монастыре)

Известная нам история погребений женской половины царской династии на Древней Руси выглядит следующим образом. После смерти Дмитрия Донского в 1389 г. его супруга Евдокия Дмитриевна удалилась в основанный ею в Кремле Вознесенский девичий монастырь, где приняла постриг под именем Ефросинии. Там же, в еще недостроенном соборе Вознесения Господня, она была похоронена в 1407 году. Некоторое время с тех пор в Вознесенском соборе хоронили всех умерших цариц, царевен и великих княгинь. Потом, начиная со времен Ивана Грозного, только "хороших". Опальных и нежелательных при дворе особ стали ссылать в Богородице-Смоленский, или Новодевичий монастырь, основанный в 1524 г. в честь взятия Смоленска, насильно постригать в монахини и хоронить там же. В списке погребенных в Кремле, таким образом, значатся те царицы и княгини, которым при жизни повезло больше. Если слово "везение" тут, конечно, уместно: например, отравленная в весьма молодом возрасте красавица Елена Глинская, мать Ивана Грозного, и все семь его жен и т.д.

В списке Новодевичьего монастыря те, кому совсем не повезло: Елена (в монашестве Леонида), вдова трагически погибшего от руки отца царевича Ивана; Екатерина (в монашестве Елена), жена сведенного с престола и постриженного в монахи Василия Шуйского; мать Марии Долгорукой, внезапно и таинственно скончавшейся сразу после венчания с Михаилом Федоровичем Романовым; наконец, царевна Софья и первая жена Петра I Евдокия Лопухина. Зато им больше повезло посмертно: их царственные останки почти не беспокоили. Останки же "кремлевских жен" до сих пор не могут найти спокойного прибежища.

В 1929 г. Вознесенский девичий вместе со стоящим рядом Чудовым монастырем XIV века решили снести, чтобы построить на их месте военную школу ВЦИК (архитектор И.Рерберг, сейчас административное здание аппарата президента), но погребения благодаря хлопотам тогдашнего директора Оружейной палаты удалось передвинуть в подвал пристройки Архангельского собора. Тогда саркофаги вскрыли, содержимое подробнейшим образом описал Померанцев, и перенесли. Хотя не обошлось и без неприятностей из-за спешки три гроба раскололи, а их содержимое смешали, так что останки трех цариц (среди них была и Евдокия-Ефросиния) до последнего времени составляли общую груду костей. В 60-е гг., когда было принято решение вплотную заняться научным изучением останков, гробы вскрыли вторично и извлекли из них предметы, ткани, головные уборы и т.д. другими словами, их раздели.

Ходят слухи, что мягкая, но настойчивая просьба, исходившая из стен Московской Патриархии, послужила стимулом начала обратного процесса предпринятой администрацией Музеев Кремля попытке навести порядок в женском некрополе. Результаты при помощи генного анализа вычлененных останков св. Ефросинии был найден ее череп, по которому, вероятно, будет сделан ее портрет; но главное Церковь обрела ее мощи; кроме того, открылась выставка "Реликвии царской усыпальницы. Московские великие княгини и царицы" (в галерее Благовещенского собора, до ноября). Почти одновременно, не сговариваясь, выставку на схожую тему подготовил Госудаственный Исторический музей "Царицы-инокини Новодевичьего монастыря" (в Новодевичьем монастыре, до конца года). Так что благодаря этим двум событиям тему захоронения цариц и царевен на средневековой Руси можно считать закрытой. Или, наоборот, открытой.

Каждую такую выставку можно считать своеобразным археологическим исследованием: в нашем знании о погребальном обряде предков довольно много пробелов. Эта третья из серии, посвященная реликвиям усыпальниц. До этого были "Иван Грозный и его сыновья", "Царевич Дмитрий"; потом будет выставка "Первые Романовы", комментирует один из авторов кремлевской выставки Марина Заиграйкина. Здесь можно видеть фотографии и документы, связанные с передвижением захоронений в 1929 г. и с празднованием 500-летия со дня кончины Евдокии-Ефросинии в июле 1907 г.: она была канонизирована в конце XIX века, и празднование было очень пышным... А также личные вещи из погребений цариц. Например, кожаный монашеский пояс св. Ефросинии с изображением двунадесятых праздников. Это очень древняя, скорее всего византийская традиция; один такой, XI века, был найден в Киеве. Есть сосуды с маслом, остававшимся после последнего миропомазания, их ставили в гроб к усопшему. Это тоже древняя традиция, заимствованная из Византии, раннехристианского, скорее даже дохристианского происхождения, в похожих сосудах тогда сохранялись благовония. Как правило, это простые керамические плошечки, но встречаются и роскошные сосуды венецианского стекла, как из захоронения Марфы Собакиной; в мужском некрополе много богемского стекла. Еще у нас есть самая большая коллекция волосников. Это сетки для волос, украшенные обычно орнаментально-символическими мотивами с отверстием для продевания косы. Женщины надевали их на голову сразу после замужества и не снимали до смерти; в них и хоронили. Традиция тоже явно древняя, но славянская или нет и если нет, то откуда заимствованная нам неизвестно, это не изучалось... И, наконец, вклады, то есть подношения живых мертвым. Великие русские князья и цари не забывали своих предков. Они приходили в Вознесенский собор перед тем, как отправиться в путь, на богомолье или в поход. В сырную неделю перед Великим постом они испрашивали у покойных прощения, а после Пасхи делились радостью о воскресшем Христе и приносили на гробы пасхальные яйца. Обязательным было посещение могил в дни памяти и после венчания на царство, а также патриаршее богослужение в дни храмового праздника, погребений и поминовений... Вклады это главным образом богослужебные книги, литургическая и поминальная посуда, надгробные покровы... Особенно щедрые вклады делал Михаил Федорович Романов, вероятно, потому, что у него все время умирали малолетние дети. Из его вкладов сохранились три напрестольных креста с частицами мощей, серебряная и золотая утварь и четырнадцать вышитых жемчугом надгробных покровов. Вообще же наши предки почитали своих мертвых.

Но не всегда, прибавляет главный археолог Кремля Татьяна Панова. После вскрытия погребений оказалось, что их в некрополе вдвое больше, чем отмеченных надгробных плит, 70 против 35-ти (то есть имена половины погребенных давно и безнадежно позабыты. Н.О.), детские и еще какие-то погребения не отмечали... В некрополе Вознесенского монастыря были захоронены княгини Старицкие семья двоюродного брата Ивана Грозного, которую он почти целиком уничтожил; видимо, этого ему показалось мало, и он захотел их унизить еще и посмертно: их захоронения никак не были отмечены и никому не были известны, и нашли их только в начале века, когда прокладывали теплосеть. Бывали всякие случаи.

Кроме перечисленных экспонатов, на выставке представлены пугающие своей натуральностью трехмерные портреты-реконструкции Софьи Палеолог и Елены Глинской.

Портрет Софьи Палеолог был сделан в 1994-1995 гг., портрет Елены Глинской к выставке, продолжает Татьяна Панова. Эти портреты делает эксперт-криминалист Сергей Никитин. Сергей Алексеевич помогает раскрывать преступления. Ему дают череп жертвы, он делает реконструкцию. Потом ставят в ряд несколько портретов, и родственники безошибочно узнают жертву. Так что опытным путем доказана стопроцентная точность его реконструкций. Вообще же он ответственно относится к своей работе и берется только за черепа очень хорошей сохранности.

Что же, как известно, интересы и методы паталогоанатомов и археологов схожи. Вероятно, областей, в которых они могут пересекаться, достаточно.

Эксперты-криминалисты помогли нам установить, что Елена Глинская была отравлена. По волосам, поскольку волосы хорошо накапливают и долго сохраняют яды. Мы отдавали волосы Анастасии Романовны (первой жены Ивана Грозного. Н.О.), у нее была роскошная русая коса, она хорошо сохранилась, и волосы Елены Глинской у нее была рыжая коса. В обеих нашли большие дозы солей ртути. Хотя с женщинами обычно бывают затруднения, поскольку много яда они получали через косметику, которая была очень вредной: свинцовые белила, сурьма все чистые яды, а женщины мазали лицо, руки, шею. Но Глинская, например, умерла в 25 лет, то есть через косметику накопить яды в принципе не могла... Теперь мы собираемся исследовать и мужские останки на яды и вредные вещества и сделать сравнительный анализ. Тогда картина будет более отчетливой. Пока же, сколько из захороненных умерло насильственной смертью, мы сказать не можем.

Итак, археологическое расследование и стимулировавшая его выставка продолжаются. Мы не беремся в рамках данной статьи ставить вопрос об уместности демонстрации широкой публике содержимого гробов. Археологическая выставка специфический жанр, у которого свои понятия о возможном и невозможном. Но нас интересует, какая судьба ждет экспонаты после закрытия выставки.

Вопрос будет решать специальная комиссия. Поскольку у Кремля на данный момент, грубо говоря, три хозяина музей, Патриархия и правительство, то все решения относительно происходящего на его территории принимаются сообща. Решение в случае с останками цариц будет компромиссным это будет некрополь-музей, открытый для посетителей и входящий в программу осмотра достопримечательностей Кремля. И для археологов извлеченные вещи, так же как и останки предполагается изучать. Кроме того, в подвале предполагается установить иконостас и служить службы.

Напоследок добавим несколько слов о выставке в Новодевичьем монастыре. Все ее экспонаты: личные вещи и портреты царевен, бытовая и церковная утварь, одежды и книги извлечены из фондов ГИМа, но не из вскрытых могил. Особенно любопытны из них, на наш взгляд, реконструкции четырех несохранившихся надгробных иконостасов царевен Милославских и царицы Евдокии Лопухиной. Судя по этим реконструкциям, иконостасы, бывшие непременным атрибутом погребения (царского, по крайней мере), состояли из икон, окружавших человека при жизни, находившихся в его комнате и сгруппированных вокруг мерной иконы иконы с изображением соименного святого, сделанной при рождении или крещении в размер новорожденного.

НАТАЛИЯ ОЛЕЩУК


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4339, 2 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...