МИР ИСКУССТВА

 

Шостакович в Сорбонне

"Антиформалистический раек"
впервые исполнен в Париже

Это довольно вместительное помещение на 1200 мест (и почти все были заняты), оформленное в стиле торжествующей эклектики второй половины XIX века (стиль "ренессанс"). Над сценой царит 15-метровое панно Пювиса де Шаванна, изображающее разные университетские науки в виде аллегорических фигур.

Это уже четвертый ежегодный концерт, организуемый международной ассоциацией "Дмитрий Шостакович", находящейся в Париже (первый состоялся в "Опера комик", предпоследний в церкви Валь-де-Грас). На этих концертах обычно исполняются его произведения, мало известные на Западе.

9 августа этого года исполнилось 25 лет со дня смерти Дмитрия Шостаковича. "Четверть века отделяют нас от автора этой музыки. И не случайно программа концерта носит автобиографический характер", говорит И.А.Шостакович, вдова композитора.

В первой части сорбоннского концерта прозвучало коротенькое "Предисловие к полному собранию моих сочинений и краткое размышление по поводу этого предисловия", а также "Антиформалистический раек". Это сочинения максимально автобиографические. "Первый секретарь Союза композиторов эрэсэфэсэр, просто секретарь Союза композиторов эсэсэсэр", поется в "Предисловии*"

Оба сочинения это, конечно, не какое-то там музыкальное озорство. "Антиформалистический раек" 20 минут держит слушателя в состоянии одновременно жути и восторга. Той жути, которая имела место в конце 40-х, во время борьбы с "формализмом". А восторг возникает (и не проходит) по поводу того, как композитор передал этот жестокий абсурд.

И "Предисловие", и "Раек" прекрасно исполнили Александр Науменко (бас) и Людмила Берлинская (фортепьяно) в сопровождении хора.

Во второй части концерта братья Марк и Ги Данель (скрипка и виолончель) и Л.Берлинская исполнили Трио N2, а потом квартет "Данель", куда, кроме М. и Г. Данелей, входят Жиль Милле (скрипка) и Тони Нис (альт) сыграл Квартет N8 ("Памяти жертв фашизма"). Темпераментная игра квартета захватила зрителей, и они несколько раз вызывали исполнителей, но уже после третьего выхода один из участников квартета сказал, что после этого квартета они обычно ничего не играют.

Надо еще сказать, что за неделю до того, 25 сентября, концерт с такой же программой состоялся в Малом зале Московской консерватории. Он был приурочен ко дню рождения композитора.

АНАТОЛИЙ КОПЕЙКИН


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4340, 9 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...