ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

"Великие императоры Европы:
Наполеон I и Александр I"

Выставка в Историческом музее

Наполеон I и Александр I монархи великих государств, неординарные личности, одаренные политики. Их жизни, деяниям и окружению посвящена выставка, открывшаяся 18 октября в Государственном Историческом музее в Москве.

В экспозицию включены документы и материалы собственно Исторического музея, музея-заповедника "Московский Кремль", Бородинского музея-заповедника, Государственного архива Российской Федерации, а Францию представляют Музей армии (Дом Инвалидов) и музей Карнавале (музей истории Парижа). Организаторы выставки "Газпром" и "Газ де Франс".

Эпоха, отраженная в экспозиции, получила в свое время название наполеоновской, подчеркивая приоритет великого полководца и государственного деятеля Франции. Исторический парадокс заключается в том, что революционный генерал, несший на штыках своих солдат буржуазный прогресс, Наполеон Бонапарт, став императором, оказался в роли "поработителя народов". Европейскую интеграцию Наполеон проводил и навязывал силой оружия, и ничего, кроме нараставшего противодействия народов Европы, это вызвать не могло.

В то же время российский император Александр I, правивший страной с дикими для цивилизованного мира крепостническими порядками, превратился в героя-освободителя народов Европы от наполеоновской деспотии. Он возглавил антинаполеоновскую коалицию всех европейских монархов и успешно руководил ее действиями благодаря своим незаурядным дипломатическим качествам и прозорливости.

Россия стала ареной самых суровых и трагических испытаний для Великой армии Наполеона, эпицентром его внешней политики и началом краха его грандиозных планов.

Бурные события той эпохи буквально потрясли сознание современников, вызвали огромный интерес к личностям главных действующих лиц и нашли отражение в тысячах произведений искусства, литературы, исторических сочинениях. В российских и французских музеях хранится множество бесценных реликвий конца ХVIII начала ХIХ столетий. Поэтому основная цель выставки через уникальные, дошедшие до наших дней подлинные памятники показать и сопоставить исторические образы и судьбы двух великих императорв на широком фоне разворачивавшихся событий.

Экспонаты размещены в пяти залах, хронологически и тематически продолжающих друг друга.

Открывает экспозицию зал, посвященный пути двух императоров к власти. Ход исторических событий удачно иллюстрируют гравюры и портреты, документы, униформа (среди прочих мундиры императора Павла I и генерала Бонапарта, тот, который он носил в сражении при Маренго в 1800 г.) и оружие (сабля Наполеона, полученная им за египетскую экспедицию, и комплект детского оружия великого князя Александра Павловича).

Следующий зал посвящен коронации двух императоров и их первому военному столкновению в 1805-1807 годах. Представлены два парадных портрета императоров, их троны, скульптурные и художественные портреты их многочисленных родственников; за ними следуют военные витрины с французской и русской униформой и оружием. Среди богатого художественного и вещевого материала выделяется коронационный костюм Александра I и впервые выставленный комплекс личных наград и печатей Наполеона он был отбит маршалом Блюхером в битве при Ватерлоо, а в 1946 г. попал в Исторический музей из берлинского Цейхгауза.

Третий зал раскрывает историю кратковременного франко-русского союза, заключенного в Тильзите в 1807 году. Большой интерес у посетителей вызовут уникальные документы и гравюры, иллюстрирующие личные встречи двух императоров на Немане, развод Наполеона с Жозефиной, портреты его последней жены Марии-Луизы и сына (короля Римского). Особо следует выделить подарок Наполеона Александру I Олимпийский сервиз, выполненный мастерами Севрской фарфоровой мануфактуры.

Военную хронологию событий 1812-1815 гг. продолжает экспозиция, развернутая в четвертом зале: многочисленное оружие, мундиры и амуниция, награды двух сторон, документы императоров, трофеи русской армии (походная кровать и кухня, а также сани, на которых уезжал Наполеон из России, ключи от западноевропейских городов), личные вещи самих императоров и их современников. Центральное место занимает знаменитая треуголка Наполеона, которую он носил в 1812 году.

Завершающий, пятый зал устроители назвали "Смерть великий миротворец". В нем размещены вещи (в том числе походная церковь и диван из Таганрога, на котором скончался Александр I) и документы, посвященные последним годам жизни французского и русского императоров. Их посмертные маски лежат рядом, будто примиряя бывших противников. Таким образом, по словам профессора Сорбонны Ж.Тюлара, "с одной стороны гений войны, с другой великодушный победитель, Наполеон и Александр через необыкновенное собрание памятников, представленных Историческим музеем, не перестают удивлять нас".

Удачное композиционное решение, параллельный показ героев, художественное оформление, выполненное с большим вкусом, все это подчеркивает уникальность и раритетность экспонатов. Несмотря на огромное количество разнообразного исторического материала, выставка не производит впечатления "перегруженной", она ясна и легка для восприятия (вещи преимущественно размещены в горизонтальных витринах, в стеклянных кубах или витражах).

Интерес к выставке несомненен: он проявился уже в день открытия, когда экспозицию посетило около тысячи человек, а в последующие дни выстраивались очереди желающих, что довольно редко даже для Исторического музея, находящегося на Красной площади. Эта выставка наверно, одно из самых интересных культурных событий Москвы в истекшем году.

Финансовая поддержка "Газпрома" и "Газ де Франс" дала также возможность устроителям выпустить, хотя и мизерным тиражом, великолепный (даже по европейским меркам) каталог и изумительный календарь акварелей Г.Опица "Казаки в Париже в 1814 году". Выставка продлится до 16 декабря.

ИВАН СТУПАК


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4340, 9 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...