РЕЛИГИЯ И ОБЩЕСТВО

 

Патриарх Варфоломей
в Эстонии

Сознательное обострение межцерковного конфликта?

Визит Константинопольского Патриарха Варфоломея в Эстонию стал одной из неожиданностей уходящей осени. Специальный рейс в Таллин, почетный военный караул в столичном аэропорту, высшие государственные чины, встречавшие Патриарха Варфоломея у трапа самолета, все указывало на особый характер визита. Власти Эстонии принимали Константинопольского Патриарха как официального гостя и ожидали от него программных заявлений: в конфликте между православными должна быть поставлена точка.

Патриарх действовал решительно. Вскоре по прибытии в Преображенском соборе Таллина в присутствии нескольких десятков прихожан собора и группы государственных чиновников во главе с премьер-министром Мартом Лааром он зачитал заявление о предоставлении автономии Эстонской Апостольской Православной Церкви (ЭАПЦ). Там же, в Преображенском соборе, Патриарх Варфоломей огласил акт о канонизации Константинопольским Патриархатом епископа Ревельского Платона (Кульбуша), что нарушало сложившуюся практику канонизации и было воспринято как провокация. Как известно, причисление к лику святых совершает та поместная Церковь, к которой принадлежал святой, а остальные лишь вносят его в свои святцы. Епископ Ревельский Платон принял мученическую смерть 14 января 1919 г., будучи викарием Рижской епархии Русской Православной Церкви, и никогда не принадлежал к Константинопольскому Патриархату. Более того, Архиерейский собор, состоявший в августе в Москве, уже прославил епископа Платона в лике новомучеников. Чин канонизации был торжественно совершен в храме Христа Спасителя в Москве 20 августа. Не знать об этом Патриарх Варфоломей не мог хотя бы потому, что на этом богослужении присутствовала и официальная делегация Константинопольского Патриархата.

Однако свое главное заявление Патриарх отложил на второй день. В специальном заявлении для прессы он объявил, что Эстония является канонической территорией Константинопольского Патриархата и никакой эстонской Церкви иной юрисдикции на землях его Патриархата быть не может. Патриарх Варфоломей допустил только одну возможность существования приходов Русской Православной Церкви на правах зарубежного экзархата, причем все церковное имущество принадлежит теперь полностью ЭАПЦ. Ни о какой частичной его передаче для использования русскими приходами не может быть и речи.

Далее последовал калейдоскоп встреч: с президентом Леннартом Мери, со спикером (парламента Томасом Сави, с премьером Мартом Лаари, с министром внутренних дел Тармо Лодисом, эстонская политическая элита не скупилась на знаки внимания. Кульминацией визита стало награждение Патриарха Варфоломея орденом "Крест Маарьямаа" первой степени. Вручал награду сам президент Леннарт Мери в резиденции "Кадриорг". Как известно, этот орден вручается за особые заслуги перед Эстонией, в том числе и иностранцам. Какие заслуги имел в виду президент, награждая Патриарха?

Среди церковных конфликтов последних лет Эстония занимает особое место. В ней как в капле воды отразились все основные проблемы современности как в области церковно-государственных, так и межцерковных отношений.

До революции 1917 года эстонские приходы были неразрывно связаны с Русской Церковью и входили в Псковскую епархию и Ревельское викариатство. После провозглашения Эстонией независимости (1920), Русская Церковь признала автономию Эстонской Апостольской Православной Церкви. В те же годы широкую автономию получили православные Церкви в Финляндии, Латвии и Польше. Из-за невозможности сохранить церковные связи с Московским Патриархом, все эти Церкви вошли в юрисдикцию Вселенского Патриарха. После войны ЭАПЦ была преобразована в Таллинскую епархию в составе Московского Ппатриархата. И духовенство, и миряне с готовностью, без сопротивления вернулись в Русскую Церковь. Признал это возвращение и Патриарх Димитрий, стоявший тогда во главе Константинопольского патриархата.

Ситуация стремительно изменилась после того, как Эстония вновь обрела независимость. Таллинская епархия была преобразована в Эстонскую Православную Церковь (ЭПЦ МП). Вскоре возник небольшой кружок тех, кто решил воспользоваться моментом и прибрать к рукам церковное имущество, возвращение которого гарантировалось законом о реституции. С этой целью при поддержке правительства был спровоцирован церковный раскол . "Раскольникам" дали возможность зарегистрироваться под именем Эстонской Апостольской Православной Церкви и получить значительную часть храмов и церковного имущества. Мнением большинства верующих, которые сохранили верность Русской Церкви, пренебрегли. Многие из них были изгнаны из своих храмов.

Однако покровительствовать неканонической церковной группировке оказалось опасно, и эстонское правительство не без помощи иерархов Финской Православной Церкви сумело убедить Патриарха Варфоломея признать раскольников и узаконить их существование. Именно тогда Московский Патриархат вынужден был пойти на отчаянный и сомнительный шаг прервать на несколько месяцев евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом. С тех пор между Москвой и Фанаром (?) идут сложные переговоры о статусе приходов Русской Церкви в Эстонии.

Сегодня в Эстонии продолжают существовать две "параллельные" церковные структуры: официальная ЭАПЦ под юрисдикцией патриарха Варфоломея и ЭПЦ МП, незарегистрированная, бесправная, но объединяющая практически всех православных Эстонии более 100 тыс. человек. Численность сторонников ЭАПЦ несколько сот человек (самый многочисленный приход около 50-ти).

Последние заявления Патриарха Варфоломея это фактически отказ от переговоров, что неминуемо приведет к переходу приходов Русской Церкви на нелегальное положение и даст по крайней мере формально возможность преследовать духовенство и верующих.

Греческие информационные агентства усердно освещали поездку Патриарха Варфоломея. "Это был первый визит Патриарха в Эстонию после восстановления церковной автономии, в чем есть значительный вклад самого Вселенского Патриарха, несмотря на реакцию Московского Патриархата и других групп". Действительно, о реакции Московского Патриархата нельзя не упомянуть. Архиепископ Корнилий заявил, что ни он, ни духовенство, ни миряне не будут принимать участие в мероприятиях, связанных с визитом Патриарха Варфоломея.

Группа русских депутатов парламента вручила Патриарху Варфоломею обращение, в котором выразили озабоченность политикой Константинопольского Патриархата в Эстонии. Они с сожалением отметили, что Патриарх не воспользовался уникальной возможностью принести церковный мир в Эстонию. Всю ответственность за продолжение противостояния между православными и нарушение женевского соглашения между Церквами православные депутаты возложили на предстоятеля ЭАПЦ митрополита Стефаноса, который постоянно выдвигает "новые, заведомо неприемлемые условия разрешения противостояния".

"Мы надеялись, что Ваш визит в Эстонию принесет благую весть о разрешении конфликта и воцарении мира между православными верующими, заявили депутаты. К сожалению, наши ожидания и надежды наших избирателей не оправдались".

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл признался, что он "удивлен и шокирован" последними заявлениями Патриарха Варфоломея. И дело здесь не только в том, как ведет себя Константинопольский Патриарх в этом конкретном случае.

Не так давно один из ведущих православных богословов епископ Диоклийский Каллист (Уэр) отметил в беседе с автором этих строк, что одной из серьезнейших проблем современности является вопрос о "положении Вселенского Патриарха". (Кстати, сам владыка Каллист епископ Константинопольского Патриархата в Великобритании.)

Во второй половине XX века многие богословы, размышляя о судьбах Церкви, пришли к выводу, что укрепление церковного единства необходимо связывать с развитием евхаристической экклезиологии, которая ставит в центр церковной жизни Божественную литургию. Церковь это не столько институт, управляемый согласно своду церковных законов, сколько живой евхаристический организм, Тело Христово. Русские и греческие богословы внесли неоценимый вклад в развитие этого понимания. Однако при переходе с теоретического уровня на практический возникают серьезные проблемы. В первую очередь, по мнению епископа Каллиста, это касается претензий Константинопольского Патриарха на первенство в православном мире.

"Все православные Церкви согласны, что он первый, но нет полного единства в понимании того, какова его роль в православном мире, считает епископ Каллист. Например, Русская и Румынская Церкви сегодня понимают это первенство иначе, чем сам Вселенский Патриарх".

Конфликт в Эстонии яркий пример того, какую опасность таят в себе неурегулированные вопросы межправославных отношений.

Материалы об истории конфликта
между Константинополем и Москвой
читайте в интернет-журнале
"Соборность"
(www.sobor.ru)

СЕРГЕЙ ЧАПНИН


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4340, 9 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...