МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Президентские выборы в США:
победила путаница

"Сюр, небывальщина, если бы это было кино или в книжке прочитал ни за чтобы не поверил..." эти слова в различных комбинациях по многу раз на день вот уже почти неделю механически повторяют американские политические обозреватели, комментируя результаты состоявшихся 7 ноября президентских выборов. И действительно: ничего подобного за последние сто лет (а скорее всего, вообще за все 224 года своей истории) Америка не видала.

Чтобы помочь читателю разобраться в сложившейся головоломке, начнем от печки.

Весной нынешнего года основные кандидаты на пост президента от двух основных американский политических партий: вице-президент США, демократ Альберт Гор и губернатор штата Техас, республиканец Джордж Буш, успешно разгромив внутрипартийную оппозицию, вышли на финишную прямую. Как рядовой американский избиратель осмелюсь заметить, что оба претендента были, мягко говоря, не без изъянов.

Ал Гор, профессиональный политик, унаследовавший пост сенатора от штата Теннесси от своего папы, за восемь лет вице-президентства ничем особым не отличился (скандал с Черномырдиным с точки зрения американского обывателя не в счет) и, в отличие от своего босса Билла Клинтона, имеет стойкую репутацию смертельно скучного человека.

Джордж Буш-младший, сын бывшего президента Джорджа Буша, не может похвастаться длинным списком прочитанных книжек, легко путает страны и исторические факты, а фамилии иностранных лидеров, во избежания конфуза, просто отказывается называть. Кроме того, Буш страдает небольшим психо-лексическим отклонением: когда он волнуется, то произносит не то слово, которое имеет в виду, а похожее, но зачастую существенно отличающееся по смыслу. Аналогичную проблему имел наш начальник цеха, грозивший применить "девственные меры" по отношению ко мне и другим молодым слесарям, отпустившим по тогдашней моде патлы до плеч. Но если начальнику цеха это было простительно, то над беднягой Бушем карикатуристы и пародисты вволю отвели душу.

Предвыборная кампания не принесла особых радостей падким на сенсации журналистам: время от времени Буш брякал что-нибудь, а Гор нудно и тщательно разъяснял, что его соперник был не прав, после чего начинал подробно объяснять, почему прав именно он, Гор. Ситуацию несколько "размягчили" партнеры претендентов. Буш, вопреки закрепленной за республиканцами репутации, набрал в свой предвыборный штаб целую плеяду представителей расовых меньшинств. Если он победит, то, впервые в истории США, государственным секретарем станет негр Коллин Пауэлл, бывший глава комитета начальников штабов во время войны в Персидском заливе, а советником по национальной безопасности станет чернокожая Кондолиза Райс, заслуженно считающаяся одним из ведущих экспертов по бывшим коммунистическим странам. Гор тоже удивил всех нетрадиционным ходом, выбрав своим партнером правоверного иудея Джозефа Либермана, который в свое время был одним из немногих сенаторов-демократов, нещадно бичевавших Клинтона за его амурные похождения.

Когда же к концу августа волнение от объявления новых назначений улеглось, то выяснилось, что рейтинг популярности обоих претендентов возрос приблизительно на одинаковое количество единиц и они вновь идут к финишу ноздря в ноздрю. И даже брошенная под занавес республиканцами бомба 250-страничный доклад "Путь России к коррупции", представленный в сентябре в Палате представителей конгрессменами-республиканцами, в котором вина за провал демократии и рыночной системы в России возлагается на администрацию Клинтона, в частности лично на Альберта Гора, не произвела должного эффекта. "На свете 190 с лишним стран за всеми не уследишь" примерно в таком духе отреагировали на доклад американские избиратели.

Ответ на вопрос "Кто победит?" оставался неясен до последнего момента, и страна, затаив дыхание, ждала результатов голосования утром 8 ноября.

Здесь необходимо сделать еще одно отступление, чтобы популярно изложить систему американских президентских выборов. Когда на лекции в МГУ седовласый профессор втолковывал нам, студентам, что в Северо-Американских Соединенных Штатах нет подлинной демократии, поскольку там отсутствует система "один человек один голос", мы дружно не верили ему, воспринимая его слова как коммунистическую пропаганду. Каково же было мое удивление, когда, уже оказавшись в Америке, я узнал, что простые избиратели выбирают не президента, а лишь корпус выборщиков, которые в свою очередь 18 декабря решают, кто станет следующим президентом. Этот хитроумный трюк придумали отцы-основатели США, исходя из того, что в XVIII веке на огромных просторах Америки провести президентскую кампанию было просто физически невозможно (к тому же двухпартийной системы еще и в помине было): выборщики выступали в качестве идеальной промежуточной ступени между неграмотными фермерами и ковбоями, с одной стороны, и верховной властью с другой. Времена менялись, политическая система эволюционировала, но особой нужды в отмене корпуса выборщиков американцы не видели, так как результаты голосования в декабре обычно совпадали с результатами ноябрьских выборов: побеждал тот, за кого высказалось большинство избирателей. Поэтому голосование корпуса выборщиков рассматривалась как торжественная церемония, дань традиции, которую так уважают в англосаксонских странах. Лишь три раза в XIX веке выборщики нарушили наказы избирателей и выбирали президентом кандидата, который пусть и с небольшим отрывом, но не набирал большинства голосов. В ХХ веке ничего подобного не случалось. Пока.

Утром 8 ноября стало ясно, что оба кандидата набрали почти одинаковое количество голосов: за Гора проголосовали 49 260 111 человек, а за Буша 49 043 820. Гор лидировал с отрывом в 216 тыс. голосов ничтожно малая величина в масштабах США.

И вот здесь начинается головоломка с корпусом выборщиков. Во-первых выборщики избираются от штатов, и количество выборщиков от каждого штата не совсем точно отражает демографический вес данного конкретного штата. Иными словам, если в Калифорнии на одного выборщика приходится примерно 700 тысяч жителей, то на Аляске 100 тысяч. Во-вторых, в большинстве штатов (за исключением Мэна и Небраски) действует правило "победителю достается всё", то есть если кандидат-демократ побеждает, скажем, в Массачусетсе, пусть даже с небольшим преимуществом, то все выборщики от Массачусетса будут демократами. И, наконец, в некоторых штатах, например во Флориде, о которой сегодня пойдет речь, существует закон, согласно которому если разница между претендентами не превышает половины процента от общего количества избирателей, то назначается пересчет голосов.

Каждый из претендентов достаточно хорошо сознавал свои шансы на победу в тех или иных штатах. Одним из немногих белых пятен на избирательной карте США была Флорида. Ее просчитать было практически невозможно.

Отчасти это связано с феноменом губернатора Флориды Джефа Буша. С одной стороны, республиканцы справедливо рассчитывали на успех в штате, которым управляет брат кандидата в президенты. С другой стороны, в этом году Джеф пошел на революционный шаг отменил в штате "Позитивную акцию", закон, введенный в Америке во времена кампании за гражданские права, согласно которому при найме на госслужбу при равных прочих факторах предпочтение отдается представителю небелой расы. Эта мера вызвала негодование среди негров и латиноамериканцев Флориды, которые поклялись отмстить Джефу Бушу, провалив на выборах его брата Джорджа. Кроме того, "фактором икс" оставались пенсионеры, перебравшиеся на старости лет из Нью-Йорка и других северных штатов в теплую Флориду. Обычно их голоса делились поровну, но намерение Джорджа Буша реформировать пенсионную систему не на шутку испугало стариков.

Поэтому в последние дни президентской кампании и Гор и Буш бросились во Флориду, тратя последние драгоценные силы на то, чтобы переманить на свою сторону колеблющихся. И оба оказались правы.

В полночь с 7-го на 8-е стало ясно, что в общем зачете Гор набрал 255 голосов выборщиков, Буш 246, а для победы требовалось 270. Неясным был исход голосования в трех штатах: Нью-Мексико 5, Орегон 7 и Флорида 25 голосов выборщиков! Иными словами, тот кто победит во Флориде, станет президентом США. Где-то ближе к утру стало ясно, что во Флориде победил Буш. Усталый Гор взял телефон и сдержанно, но вежливо поздравил соперника с победой, поблагодарив его за хороший поединок. После этого он сел в машину и отправился в пресс-центр, чтобы сделать заявление о своем поражении. В этот момент кто-то из его сторонников прозвонился на мобильный телефон Гора и сообщил, что по флоридскому закону при полупроцентной разнице полагается пересчет голосов. Кавалькада автомобилей вице-президента и его свиты развернулась на полпути, Гор вновь позвонил Бушу и сказал, что берет свои поздравления назад. На этот раз разговор между претендентами был менее любезен:

 Минуточку, возбужденно воскликнул Джордж Буш, перекрикивая шум от вылетающих из шампанского пробок но вот тут Джеф мне сказал, что у него там во Флориде все в порядке!

 Не надо грубить, ответил Гор, не вам, губернаторам, решать, кто станет президентом США!

К утру страна так и не смогла вздохнуть с облегчением.

А во Флориде час от часу становилось не легче. Выяснилось, что многие пенсионеры не разобрались с неудачно составленными избирательными бюллетенями и по ошибке проголосовали не за Гора, как намеревались, а за правого радикала Патрика Бьюкенена. Они стали требовать проведения повторного голосования. К ним присоединились толпы чернокожих американцев, собравшихся в центре Таллахаси и Майями и скандировавших "Переголосовать!". С другой стороны, республиканцы подали жалобу в суд на то, что пересчет голосов проводится вручную, а среди тех, кто осуществляет эту процедуру, немало сторонников демократов. Неожиданно в одной из приморских гостиниц нашлись пропавшие урны с неподсчитанными бюллетенями. Наконец, выяснилось, что во флоридском законодательстве существует неувязка: по закону, процедура подсчета голосов должна завершиться 14 ноября в 5 час. вечера, тогда как голоса флоридцев, проживающих за границей и проголосовавших по открепительному талону, должны быть подсчитаны к 17 ноября. Иными словами, физически завершить пересчет голосов вовремя невозможно, множество бюллетеней, опущенных в самой Флориде, так и останутся неучтенными, но при этом придется ждать еще несколько дней, чтобы получить результаты из-за рубежа.

Надо отметить, что американцы относятся к происходящему с должной долей юмора. Карикатуристы уже изображают Гора и Буша договаривающимися между собой, кто из них будет почетным президентом, а кто будет править по нечетным; что же касается флоридского казуса, то многозначительно намекается на то, что полуостров находится в зоне Бермудского треугольника, там, мол, и не такое может случиться. И, несмотря на накал политических дебатов и судебные иски, которыми грозят друг другу обе стороны, Америка не выглядит как страна, охваченная политическим кризисом. Никто не призывает к насилию и уж тем более не стреляет из танков, манифестации не мешают повседневной жизни, все ходят на работу, и тверда вера в то, что Америка выкарабкается из этой нелепой ситуации. Но, с другой стороны, все с интересом следят за изгибами электоральной фортуны, а самые дальновидные уже потирают руки в ожидании 18 декабря. Дело в том, что выборщики люди совестливые: а вдруг кто-нибудь из них решит проголосовать не за Буша, как ему наказали избиратели, а за Гора, который получил все-таки на 216 тысяч бюллетеней больше?

АЛЕКСЕЙ СОБЧЕНКО


Вашингтон


©   "Русская мысль", Париж,
N 4341, 16 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...