КНИЖНАЯ ПОЛКА

 

"Из Туниса
в Россию с любовью..."

Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская для русской диаспоры в Тунисе символ далекой России, а тунисцы просто называют ее "Настасьей из Бизерты".

Судьба этой женщины неповторима и удивительна. "Дитя России и Туниса", написала о ней петербургская поэтесса Надежда Кравченко, и, наверное, точнее не скажешь.

А.А.Ширинская.
Бизерта. Последняя стоянка.

М., Воениздат, 1999. 246 с., ил. (Редкая книга).

A.Manstein-Chirinsky.
La derniere escale. Le siecle d'une exilee russe a Bizerte.

Tunis, "Sud", 2000.

Анастасия Александровна родилась в 1912 г. в России. Ее отец, офицер флота Александр Манштейн служил на Балтике. Семья переезжала из порта в порт, а летом возвращалась с родовое поместье Рубежное в Донбассе. Но 1917 год перевернул и жизнь страны, и жизнь маленькой Асты.

"Вспоминая сейчас далекое прошлое, я думаю, что жизнь моя состоит из двух частей: до 1917 года и после", написала в своих воспоминаниях А.А. Ширинская.

25 октября 1917 г. Аста вместе с матерью покинула Петроград как оказалось, навсегда. Семья Манштейн вернулась на Украину в родное Рубежное, которое ей уже не принадлежало. В стране полыхала гражданская война. Летом 1919 г. Добровольческая армия завладела Крымом и всем Югом России. Началось восстановление Черноморского флота. Александр Манштейн перевез семью в Новороссийск, а затем в Севастополь.

Осенью 1919 г. Белая армия начала отступать. Это отступление закончилось осенью 1920 г. беспрецедентной эвакуацией Крыма, когда практически за три дня на 126 судов погрузили около 150 тыс. человек: все воинские части, их семьи, часть гражданского населения крымских портов Севастополя, Ялты, Феодосии и Керчи. Те, кто пережил эти дни, на всю жизнь запомнили, как тысячи людей грузились днем и ночью под траурный звон колоколов, при красном свете пожаров.

Это печальное зрелище стало последним воспоминанием маленькой Асты о России. 1 ноября 1920 г. эскадренный миноносец "Жаркий", которым командовал старший лейтенант А.А.Манштейн, взял курс на Константинополь, а потом в составе Русской эскадры на Бизерту в Тунисе.

К середине февраля 1921 г. в Бизерту прибыла вся эскадра: 33 корабля, на которых было около 5800 русских беженцев. Они и образовали первую русскую общину в Тунисе.

Анастасии было всего восемь лет, когда она попала в Тунис, но тогда она и не могла представить, что эта североафриканская страна станет ее второй родиной, а Бизерта родным городом, где пройдет ее детство и юность, где родятся и вырастут ее дети и состарятся родители.

Сегодня Анастасия Александровна Манштейн-Ширинская последняя из "белых" русских, которые пришли с флотом в Бизерту. Прожив жизнь вдалеке от России, она никогда с ней не расставалась. А.А.Ширинская говорит на прекрасном русском языке, великолепно знает русскую историю и культуру. В ее доме в Бизерте простая, но очень русская атмосфера. Мебель, предметы, книги все русское, Тунис начинается за окном. И именно Анастасия Александровна сегодня сердце и душа русской диаспоры, хранительница русских традиций на земле Туниса.

Совсем недавно А.А.Манштейн-Ширинская опубликовала книгу своих воспоминаний "Бизерта. Последняя, стоянка", которая почти одновременно вышла по-русски и по-французски. Это и семейная хроника, и хроника пореволюционной России, а главное рассказ о трагической судьбе русского флота, который нашел свой последний причал у берегов Туниса, и судьбах тех людей, которые пытались его спасти.

"Я хорошо знала многих из них. Вся моя жизнь прошла с ними в Бизерте", пишет Ширинская. Шли годы. Русская диаспора редела: кто-то уезжал, те, кто оставался, старели... В дом к Анастасии Александровне приносили книги, фотографии, документы. Люди почему-то верили, что она сохранит это духовное богатство. И Анастасия Александровна сохранила.

Книга А.А.Ширинской это дань памяти русским морякам, свидетельство об их мужестве и стойкости. Это выражение любви автора к России и благодарности Тунису.

МАРИНА ПАНОВА


Москва Тунис


©   "Русская мысль", Париж,
N 4341, 16 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...