МИР ИСКУССТВА

 

Чюрлёнис
в музее Орсе

Выставка и концерты

7 ноября в музее Орсе открылась выставка картин Микалоюса Константинаса Чюрлёниса (1875-1911) выдающегося литовского художника и композитора. Выставка организована под покровительством двух президентов Франции и Литвы.

Из музея Чюрлёниса в Каунасе в Париж привезли 90 работ это примерно половина всего наследия художника. Картины Чюрлёниса почти никогда не покидали национальной территории. Причина в том, что живший впроголодь художник из-за материальных трудностей использовал не самые стойкие материалы темперу или акварель, бумагу, картон, что сделало его работы весьма уязвимыми.

Параллельно с выставкой состоятся три концерта, посвященных творчеству Чюрлёниса-композитора (о которых мы напишем отдельно). И это тоже своего рода открытие: музыка Чюрлёниса очень редко исполняется за пределами Литвы.

Сын бедного церковного органиста, Чюрленис рано начал учиться музыке, но лишь благодаря покровительству и помощи князя Огинского ему удалось закончить музыкальный институт в Варшаве, а затем пройти курс контрапункта и композиции в Лейпцигской консерватории. Лишь в 27 лет он начал брать уроки рисования, а в 32 выставил свои первые работы (среди них цикл "Сотворение мира", представленный ныне в музее Орсе). Он основал и возглавил Общество изящных искусств Литвы. Живописи Чюрлёнис отдал шесть лет лихорадочной работы, а в 35 лет оказался в клинике для душевнобольных под Варшавой, доведенный до нервного расстройства постоянными денежными затруднениями. После недолгого улучшения Чюрлёнис умер от воспаления легких.

Экспозиция открывается циклом "Сотворение мира" из 13 картин. В нем уже довольно явственно видны излюбленные темы и художественные приемы Чюрлёниса. Вот что он сам писал по поводу этой работы: "Это сотворение мира, но не нашего, библейского, а другого, фантастического". Сине-голубые тона первых картин постепенно переходят в зеленоватые, затем в оранжево-красные. Здесь цветут мифические лотосы, появляются из земли неведомые растения, и даже обычные грибы кажутся чем-то необыкновенным.

Суть творчества Чюрлёниса взаимопроникновение музыки, живописи, поэзии, их синтез. Это ощутили в Петербурге, где он показал свои работы. Вячеслав Иванов назвал Чюрлёниса "бродягой духа", "бездомным в искусстве". А вот свидетельство Александра Бенуа: "Он был музыкантом и любил настаивать на параллелизме двух искусств". Николай Рерих, почувствовавший в художнике близкого по духу, писал: "Было в нем нечто поистине природно вдохновенное. Сразу Чурлянис дал свой стиль, свою концепцию и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить, и творить. Он был не новатор, но новый. Такого самородка следовало бы поддержать всеми силами. А между тем происходило как раз обратное".

Отметим, что стремление "омузыкалить" живопись характерно и для позднего романтического искусства, и для художественных поисков начала ХХ века. Вспомним хотя бы "Симфонии", "Ноктюрны" и "Гармонии" Дж. Уистлера, "Гармонии" Матисса или "Импровизации" и "Скерцо" Кандинского.

Музыкальны жанровые обозначения цилов картин Чюрлёниса: прелюдия, фуга, фантазия, соната ("Соната солнца", "Соната моря", "Соната весны", "Соната ужа", "Соната пирамид" и другие). Форму сонаты Чюрлёнис находил наиболее совершенной и считал, что ее должно применять не только в музыке, но и в живописи, литературе, поэзии... Каждая из сонат Чюрлёниса это четырехчастный цикл картин, посвященных одной теме. Так, в "Сонате весны" (1907) стремительный весенний ветер в Allegro, казалось бы, дует на вселенскую мельницу над простором Andante, в Scherzo рыбы, проплывающие над подводным замком, а в Финале два обелиска, покрытые знаками неизвестного языка. В музее Орсе представлено и самое большое полотно Чюрлёниса "Rex" (1909): целостная картина мира от подземного огня до ангелов, восходящих к небесным светилам.

Те немногие деятели европейской культуры, которым довелось ознакомиться с работами Чюрлёниса, были поражены их глубоким своеобразием. "Это новый духовный континент, и его Христофором Колумбом, несомненно, останется Чюрлёнис", воскликнул Р.Роллан, открыв творчество литовского самородка.

ДАРЬЯ МУДРОЛЮБОВА


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4341, 16 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...