МИР ЗА НЕДЕЛЮ

 

Европейский союз Балканы:
Встреча глав
государств и правительств
в Загребе

24 ноября, впервые после десяти лет братоубийственных войн, в Загребе встретились президенты шести балканских государств Албании, Боснии и Герцеговины (тройственный президиум), Македонии, Словении, Хорватии, Югославии (кроме президента Югославии, был приглашен и президент Черногории). Вторая сторона загребской встречи, лидеры 15 стран ЕС, провозгласили происходящее "примирением нашего континента с самим собой". Как раз в этот день в Брюсселе был одобрен проект бюджета Евросоюза, в котором на помощь балканским странам выделено 839 млн. евро, в том числе 240 миллионов Югославии. Однако в Загребе обсуждались в первую очередь политические вопросы, и в заключительном заявлении намечен, казалось бы, простой и ясный путь: "Демократия, региональное примирение и сотрудничество, с одной стороны, сближение каждой из этих [балканских] стран с ЕС с другой".

Но торжествовать и даже строить прочные надежды еще, безусловно, рано. Своеобразной пороховой бочкой по-прежнему остается Косово, где как раз на прошлой неделе обстановка вновь обострилась. Албанские террористы убили четырех цыган и совершили покушение на жизнь представителя Югославии при ооновской администрации Станимира Вукичевича. С другой стороны, 23 ноября в Приштине, у себя дома, застрелен Джемайл Мустафа, политический советник Косовской демократической лиги (умеренные националисты И.Руговы). Впрочем, это может быть и "не с другой стороны", а с той же самой: весьма вероятно, что умеренный албанский политик мешал не сербам, а албанским экстремистам. На граничащей с Косовом территории собственно Сербии, в Прешевской долине, албанцы из "Армии освобождения Прешева, Медвеи и Буяноваца" напали на полицейский участок, выстрелив по нему из миномета, и увели с собой четверых сербских полицейских.

Об опасной ситуации в Косове озабоченно и со знанием дела говорили глава ооновской администрации в крае Бернар Кушнер и президент Югославии Воислав Коштуница. Впрочем, Коштунице и в Загребе пришлось нелегко. Хорваты инвалиды сербско-хорватской войны провели демонстрацию протеста против "безоговорочного гостеприимства, оказанного так называемому демократическому президенту государства, которое причинило Хорватии страдания и ущерб и до сих пор ни разу не принесло хорватскому народу извинений за свою агрессию". Хорватам действительно есть в чем винить Югославию достаточно вспомнить массовые убийства в Вуковаре и обращенный в руины старинный Дубровник. И все-таки это "былые обиды", с которыми при здравом разуме и доброй воле (чего Коштунице, надо надеяться, достанет) со временем можно разобраться. Труднее с сегодняшними и завтрашними опасностями.

Президент Джуканович объявил в Загребе, что в первом полугодии 2001 г. проведет референдум по вопросу о независимости. Хотя Коштуница и заверял уже Европу, что примет волеизъявление народа Черногории (см. "РМ" N4342), такой анонс почти накануне президентских и парламентских выборов в Сербии ему совсем не на руку. Хорошо известно, что националистические настроения в Сербии далеко не прерогатива сторонников Милошевича: они охватывают почти всю страну, за исключением горстки "отщепенцев".

Вдобавок и Милошевич отнюдь не сошел со сцены и не утерял власти в собственной партии. Отсидевшись полтора месяца за кулисами политической жизни, 21 ноября он явился на сцену, выступив по сербскому телевидению, а 25 ноября на съезде Социалистической партии Сербии, проходившем под лозунгом "Мы продолжаем", вновь избран ее лидером. В своей речи на съезде он обвинил Запад в "геноциде сербов", Международный трибунал по бывшей Югославии (МТЮ) назвал "новым гестапо", заверил, что югославские СМИ перешли под контроль "иностранных спецслужб", а об избрании Воислава Коштуницы и переменах в правительствах Сербии и Югославии отозвался как о "государственном перевороте".

Слободан Милошевич по-прежнему основная мишень МТЮ. 21 ноября, выступая на заседании Совета Безопасности ООН, Карла дель Понте, главный прокурор МТЮ, заявила, что выдача Милошевича и суд над ним по обвинению в военных преступлениях и преступлениях против человечества остается приоритетом МТЮ.

20 ноября на судебном процессе по делу трех боснийских сербов, обвиняемых в изнасиловании боснячек и организации "системы сексуального насилия" в г.Фока в 1992-1993 гг., прокурор потребовал приговорить их к тюремному заключению на сроки от 15 до 35 лет. Сколько лет заключения Милошевичу потребует прокурор, если под суд попадет этот главный военный преступник, благодаря которому стали возможны все остальные преступления, подобные вышеназванному?

НАТАЛЬЯ ГОРБАНЕВСКАЯ


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4343, 30 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...