МНЕНИЯ, ОЦЕНКИ, ТОЧКИ ЗРЕНИЯ

 

"Нравственное лицо"
российского бизнеса

Беседа с профессором Петербургского ГУ экономики и финансов Александром Крутиком

 Почему в массовом сознании сейчас переплетаются образы предпринимателей и бандитов, а "новые русские" предстают в анекдотах как уголовники?

 Становление рыночной экономики в России происходит по схеме первичного накопления капитала, характерного для любой страны. В этот период преобладают нарушения этических норм, невыполнения требований важнейших законов экономики, расцветает подпольный бизнес, рвачество определенной категории "бизнесменов" и руководителей еще недавно государственных предприятий и т.д. Все эти издержки становления рынка в России происходят на фоне сохранившейся у значительной части населения уравнительно-распределительной психологии эпохи социализма, не позволяющей видеть экономический прогресс даже в деятельности предпринимателей, твердо стоящих на позициях соблюдения норм морали.

Нужно отметить и ряд объективных причин, создающих условия для криминогенной обстановки нашего вхождения в рынок: разрыв сложившихся десятилетиями хозяйственных связей, огромные суммы взаимных неплатежей и долгов стран СНГ за межгосударственные поставки товаров, а также задолженности друг другу российских предприятий. Все это дополняется задолженностью по зарплате и пенсиям, инфляцией, отсутствием достаточной практики работы наших деловых людей в условиях частной собственности, незаконченности формирования нормальной экономики и налогообложения.

Определенная часть россиян во всем обвиняет реформаторов-рыночников и "волчий капитализм" как систему социально-экономических отношений.

 Можно, конечно, во всех бедах обвинять рыночный механизм, но сам по себе процесс обмена, понятно, не может быть нравственным или безнравственным. Он не имеет этических характеристик. Наших бизнесменов можно условно разделить на три группы, притом деление это не будет четким. Первые пришли в бизнес "снизу", из народных масс, они полагаются только она свои силы и не рассчитывают на поддержку государства. Этот слой сегодня, по моим оценкам, составляет около 50% предпринимательства. Другие пришли из номенклатурных кругов, они имели возможность, используя свое положение, подобрать себе высокооплачиваемые должности в коммерческих банках, совместных предприятиях, акционерных обществах, получили хорошие "куски" приватизированной госсобственности и т.д. Из известных фигур назовем Николая Рыжкова, Валентина Павлова, Воронина, Потанина, Сосковца. Третья часть предпринимателей пришла главным образом из теневых структур, в основном для "отмывания" денег, нажитых противозаконным путем.

 Каков профессионализм предпринимательских слоев?

 Нельзя сказать, что высокий. По различным исследованиям и опросам 44% бизнесменов заявили, что не имеют достаточной теоретической подготовки в области своего бизнеса, 43% имеют пробелы в знании организации своего дела и только 13% считают себя профессионалами.

Многие люди, занимающиеся частным бизнесом, на вопрос "Считаете ли вы себя предпринимателем?" отвечали "Нет" или "Сомневаюсь". Особенно много таких было среди рядовых частников и "теневиков".Следовательно, предпринимательство в значительной степени сохранило промежуточное, маргинальное положение. Что же касается совместимости нравственности и бизнеса, то большая часть опрошенных не согласилась с тем, что предпринимательство такая сфера, где моральные соображения только мешают. С этим не соглашалась примерно одинаковая доля (больше половины) как людей из "тени", так и людей, занимающихся бизнесом на легальных основаниях. Это очень обнадеживающие данные.

А вот рядовые работники госсектора чаще считают, что бизнес и нравственность несовместимы. Это очень показательно: видимо, тут имеется инерция социальных норм и ценностей, связанных с коллективистско-уравнительными стереотипами социально одобряемого поведения.

 Какие еще есть причины неэтичного поведения в бизнесе?

 Годы "перестройки" и постсоциализма слишком незначительное время для накопления русского опыта эффективной организации бизнеса. Он не идет ни в какое сравнение с опытом западных стран, веками формировавших свою национальную рыночную экономику и международные рыночные отношения. Не идет ни в какое сравнение и с опытом зарубежных фирм, давно прошедших этап первичного накопления капитала и ставящих во главу угла создание и бережное сбережение своей репутации.

Стремление к богатству в виде сверхдоходов рассматривается в современном рыночном обществе как естественная и прогрессивная цель, не подвергаемая в светском сознании сомнению и критике. Оно становится проблематичным только при рассмотрении средств, если они ведут к цели за счет угрозы жизни и здоровью человека и человечества, например, торговля оружием, наркобизнес.

Нормальный бизнес может развиваться только в правовом государстве и на основе развитого законодательства. Однако даже самое совершенное правовое государство не снимет проблемы этической основы бизнеса.

 Как и кто должен обеспечивать "нравственное лицо" российского бизнеса?

 Государство и религиозные организации в лучшем случае могут создать благоприятные экономические, социальные, правовые условия, общую нравственную атмосферу для возрождения здорового бизнеса в России. Но развитие профессиональной этики - не их задача. Проблему должны решать сами предприниматели и их общественные организации. А сегодня объединения российских бизнесменов тратят силы и средства на политическое лоббирование, борьбу за сферы влияния. Большинство вопросами профессиональной этики интересуется мало. Однако некоторая тенденция к этому есть.

Как пример, можно привести деятельность Общероссийского объединения предпринимательских союзов и организаций, который считает приоритетом формирование профессиональной этики.

Чтобы бороться за "чистоту рядов", объединения предпринимателей должны иметь хорошо разработанную концепцию профессиональной этики, "кодексы поведения" или специальные "этические" статьи в своих уставах. Все это уже существовало прежде, например, в купеческих гильдиях России, и довольно широко распространено сейчас в предпринимательских кругах развитых стран мира.

 Представители бизнеса и либеральные экономисты винят во всем плохую нормативно-правовую базу, а не корпоративные организации предпринимателей.

 Они правы лишь отчасти. Скажем, в 1991-1995 гг. российские власти приняли более 300 законов и правовых актов, имеющих прямое или косвенное отношение к предпринимательской деятельности. Но правовая основа российского бизнеса еще очень слаба. Многие эксперты считают, что для нормального функционирования рыночной экономики в России предстоит принять еще столько же законов. Сколько на это уйдет времени?

Но правовое государство и совершенное законодательство не могут быть панацеей от всех бед. Российский бизнес должен иметь здоровую этическую основу, определяемую в том числе и лучшими отечественными традициями. Вспомним хотя бы, как совершались в старину крупные сделки. Договорились купцы, ударили по рукам, дали слово, причем часто без каких-либо юридических документов, скрепленных подписью и печатью. Такой была этика российского предпринимательства, неписаный закон: нарушил слово, обманул тебе не место в купеческой гильдии.

Нам необходимо принять "морально-этический кодекс" бизнесмена. Очевидно, что разработкой такого документа должны заниматься ассоциации бизнеса. Но пока ни одна из них не поставила вопрос о нравственных нормах бизнеса. Сегодня в верхушке российского бизнеса большая доля людей, которым закон и мораль только мешают, так как свои капиталы они сделали, как раз попирая эти понятия.

Я уверен, что такое положение можно и нужно изменить.

 Какие решения властей были бы целесообразны в этом направлении?

 Честно говоря, я очень надеюсь на новую администрацию и некую "смену курса". Необходимо неустанно пропагандировать положительные традиции предпринимательства в исторической России. Целесообразно ввести в различных вузах спецкурсы по истории российского бизнеса, было бы неплохо ввести деловую этику как предмет на факультетах экономики. В школах на уроках истории надо рассказывать не только про военные победы России и достижения в области культуры, но и про успехи в экономике России до октябрьской катастрофы.

А вообще все положительные идеи и принципы должны проникать в умы предпринимателей вместе со свежим потоком молодежи, выбравшей для себя стезю бизнеса. Всем известно, что молодежь обладает более гибким сознанием, которое способно быстрее воспринимать новые идеи и трансформировать их в реальность. Поэтому если мы выработаем уважение к нравственно-этическим принципам у молодого предпринимателя, то впоследствии ему будет психологически трудно отстраниться от соблюдения этих принципов.

Интервью взял
РОМАН ШУХЕВИЧ


Санкт-Петербург


©   "Русская мысль", Париж,
N 4343, 30 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...