МНЕНИЯ, ОЦЕНКИ, ТОЧКИ ЗРЕНИЯ |
Один из героев Андрея Платонова, задумавшись как-то над ходом жизни, изрек: "Власть дело неумелое, в нее надо самых ненужных людей сажать". Универсальный, надо сказать, тезис изрек герой. Ибо репортажи специального корреспондента "Независимой газеты" в Израиле Максима Шевченко о последних событиях на Ближнем Востоке наводят на мысль, что "неумелое" дело нынче не только власть...
Подтверждает это дискуссия о репортажах в той же газете. Критиком публикаций Максима Шевченко стал заведующий Интернет-отделом "НГ" Александр Шерман. Правда, он провел лишь разбор фактов, содержащихся в материалах специального корреспондента. Г-н Шерман уличил г-на Шевченко в искажении фактов, некомпетентности и даже бестактности. Ближневосточные репортажи М.Шевченко оппонент сравнил с ближневосточными же материалами корреспондента РИА "Новости" в Израиле Андрея Правова, отличающимися, по мнению критика, точностью фактов и их изложения.
Все так: сравнение репортажей А.Правова и М.Шевченко явно не в пользу последнего. Но большинству читателей не столь важны детали в гораздо большей степени действует на читателя эмоционально-экспрессивная окраска языка.
Лексика Шевченко такова, что доверчивый читатель с первых же слов репортажа начинает проникаться сочувствием к палестинцам и, по меньшей мере, негодованием к израильтянам. Вот примеры.
"Дети, камни, солдаты..." заголовок одного из репортажей. Напряжение возникает сразу уже от сопоставления понятий. По мнению автора, это "война солдат и детей" Дети бросают камни в солдат, те в ответ "вполне хладнокровно стреляют по ним из автоматических винтовок". Израильтянин "аккуратно прицеливающийся". Палестинец посылающий "импровизированные снаряды". Палестинцы "смельчаки", в которых летят резиновые пули. Израильтяне "послушны и исполнительны. А значит, будут продолжать методично посылать пулю за пулей в толпы подростков, собирающих камни по ту сторону... мертвого пространства..."
Еще пример: репортаж "Святые места под перекрестным огнем". Здесь та же эмоционально-экспрессивная инверсия. "Напряжение ненависти и словно наэлектризовавшее воздух ожидание насилия являются отличительной чертой сегодняшней хевронской жизни". "На крышах домов... позиции израильских пулеметчиков и снайперов"... "Еврейские поселенцы практически всегда ходят с оружием". "Действия, которые они себе позволяют, скорее провоцируют мусульман"...
Хотелось бы понять внутренние мотивы этого журналиста. Что движет его пером? На эти вопросы он сам дал вполне ясные ответы.
Один из них в отповеди оппоненту А.Шерману ("НГ", 11 ноября). Г-н Шевченко, оказывается, вознамерился открыть глаза российскому читателю, ибо: "Тот вялый произраильский PR, который доминирует при оценках происходящего на Святой Земле в большинстве российских СМИ, не позволяет российскому читателю и зрителю до конца понять, как же именно ныне израильские, а в недавнем прошлом советские евреи относятся к палестинцам, к их претензиям навязать мировому сообществу напоминание о резолюциях ООН, подтверждающих их право на независимость".
М.Шевченко настаивает: критика А.Шермана это "блистательно" сформулированный набор "взглядов, преобладающих в среде евреев, некогда уехавших из нашей страны в Израиль". Более того, похоже, Шевченко уж очень волнуют взгляды, "преобладающие" в среде "уехавших" евреев. И не только взгляды...
Вот еще одно высказывание на эту, видимо, больную (болезненную! см. ниже) для него тему: "Я почти неделю провел на территории Палестины... был во всех нынешних "горячих точках"... и могу засвидетельствовать... палестинские дети кидают камни, которые не долетают до солдат. Израильские солдаты же хладнокровно расстреливают детей... Поразила та идеология и фразеология, с которой я столкнулся на израильских позициях. Это был расизм высшей пробы... Мне кажется, что нацистские солдаты побледнели бы, услышав то, что говорится в Израиле об арабах...
Но есть еще один болезненный вопрос: какая доля собственности на территории России принадлежит гражданам Израиля? Каково влияние этих людей на внешнюю политику России?.."
Тем, кто еще не понял, в какой среде преобладают взгляды, исповедуемые самим Шевченко, стоит заглянуть в газету "Завтра" (*45, ноябрь). Там опубликованы материалы "круглого стола" по проблеме "Россия Палестина Ближний Восток", организованного "Народно-патриотическим союзом России" совместно с посольством "государства Палестина" в РФ.
Вот эта среда, вот эти взгляды (только два небольших, но ярких, примера).
Михаил Титов (генерал, бывший главный военный советник СССР в Алжире): "Нашим арабским друзьям как никогда нужно сегодня новое вооружение, которое позволило бы им противостоять той агрессии, что развязал сегодня Израиль. И, на мой взгляд, роль России в ближневосточном регионе была бы более существенной, если бы мы в кратчайшие сроки вернулись на этот рынок вооружений, привлекли лучших военных специалистов, воссоздали прежнее боевое братство и сотрудничество наших народов. Все, что для этого нужно, политическая воля наших государств и те материальные средства, которые, уверен, арабские страны готовы вложить в наши оборонные предприятия. Тогда Ближний Восток получит эффективную защиту, а Россия возродит свои передовые области науки и промышленности".
Павел Акопов (президент ассоциации дипломатических работников России): "Сегодня, слава Богу, в России идея национальных интересов снова восторжествовала, и мы возвращаемся на Ближний Восток. Доверие арабов к русским до сих пор существует, и наша задача сегодня использовать это доверие..."
От солдат, детей и камней до доли собственности граждан Израиля на территории России и влияния этих людей на ее внешнюю политику таковы итоги путешествия дилетанта в Палестину.
Прав персонаж Андрея Платонова...
ЛЕОНИД ГОВЗМАН
Москва
© "Русская мысль", Париж,
N 4343, 30 ноября 2000 г.
![]() |
|
|