ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

 

Одна из самых гонимых
этнических групп
на территории России

Интервью с Фуадом Пепиновым,
заместителем председателя Международного общества
месхетинских турок "Ватан"

 По данным правозащитного центра общества "Мемориал" турки-месхетинцы сегодня одна из самых гонимых этнических групп на территории России. Каким образом ваш народ оказался в России? Месхетия это Грузия, а депортировали вас в Узбекскую и Казахскую ССР.

 Большинство месхетинских турок в России оказались после ферганских событий. Помните, в 1989 г. на съезде народных депутатов СССР сокрушались, что в Фергане спор на базаре из-за "горстки клубники" вылился в трехдневные массовые погромы, убийства более ста человек и методичные поджоги домов? Властям пришлось вызвать войска для спасения десятков тысяч месхетинских турок, живших в Узбекистане, от хорошо организованных и действовавших по четкому плану погромщиков. Для нагнетания страстей распространялись профессионально исполненные фотографии турок, играющих в футбол отрезанными головами узбекских детей.

Кстати, когда в 1944 г. месхетинских турок везли в пустыни Ферганы, предварительно всех жителей края оповещали о том, что привозимые спецпереселенцы особо кровожадные, охочие до детской крови, что их надо всячески избегать. Эти доводы совершенно не сработали. С первых же дней выгрузки в голые поля Ферганы местное население (такие же крестьяне) проявило столь большое сочувствие и понимание, что люди, бежавшие из Узбекистана от озверевших погромщиков в 1989 г., по-прежнему с благодарностью вспоминают тех, среди кого они прожили 45 предыдущих лет.

В Фергане в 1989 г. войска (не конвойные, как в 1944-м), оберегавшие месхетинских турок от наседавших погромщиков, предоставили свою транспортную авиацию для вывоза их в Россию. Правительство приняло решение оказать помощь в виде денежных пособий тем, кто поселится, разумеется, добровольно в центральных областях российского Нечерноземья. Кстати, через несколько лет бывшие местные работники КГБ рассказывали на досуге нам же о том, что еще за семь месяцев до событий в Фергане им было велено разработать схему расселения массы приехавших семей по хронически пустующим деревням области. Тогда 17 тысяч были организованно эвакуированы в Россию, в эти области, столь непохожие по природе и климату на предыдущие места ссылки.

 Каков сейчас ваш статус? Ведь если после распада СССР вы не отказывались от советского гражданства, то по конституции вы становились гражданами той страны, которую выбрали для проживания...

 Из более чем 80 тысяч бежавших из Узбекистана более 40 тысяч осели в Азербайджане. Остальные направились в разные области России, Украины, Казахстана, в относительно знакомые районы, где уже осели небольшие группы месхетинских турок. СССР еще существовал, границ не было. 11 тысяч переехали в Краснодарский край. Селились там, где указывала власть, и совершенно законно покупали дома. Сейчас их обвиняют в том, что государство им выделило области для проживания, а они, нарушая это постановление, поселились в других местах. Это сознательная ложь. Постановлением Совета министров СССР N 503 от 26 июня 1989 г. беженцам из Ферганы помощь и льготы предоставлялись только в случае поселения в 6 отведенных областях и не распространялись на остальных, расселившихся самостоятельно в 26 областях РСФСР. После распада СССР месхетинские турки, подобно всем жителям СССР, автоматически получили гражданство по месту жительства... кроме тех, кто жил в Краснодарском крае.

Здесь мы стали самостоятельным объектом права: местная администрация издает особые законы и указы относительно месхетинских турок. Представьте, что в крае проживают российские граждане, иностранные граждане и отдельная категория, "особый сорт" людей турки. Они должны платить за каждый день жизни в собственном доме регистрационный сбор. Для их автомобилей выделены особые номера, чтобы милиция не путалась. Собранные с них деньги поступают непосредственно на счета милиции для осуществления "дополнительной работы" с месхетинскими турками. Милиция сопровождает добровольные казачьи объединения в их регулярных рейдах по домам месхетинских турок. Не уплативших регистрационный сбор (или кого посчитают таковыми) часто публично избивают с подробными объяснениями норм и порядка проживания на "их" земле.

 Как бы вы сформулировали позицию российских региональных и федеральных властей в отношении месхетинских турок ?

 Как полный произвол, и сегодня особенно усердствуют именно региональные власти. Межнациональные взаимоотношения при нынешнем стихийном развитии событий легко превращаются в ресурс избирательных кампаний. Пример Краснодарского края примечателен. Сперва власти, в нарушение писаных и даже конституционных законов, формулируют и издают указы и постановления, регулирующие жизнь граждан, исходя из целесообразности и "справедливости" в их понимании. Далее поощряется политическая активность тех радикальных общественных формирований, которые желают такой же "справедливости". Они в свою очередь обвиняют власти в пассивности и недостаточности мер по установлению этой "справедливости". Власти откликаются на эти требования. Вот такой замкнутый круг.

Эпизодические вначале выпады и измышления в подконтрольных властям СМИ об инородцах как носителях зла и создателях всех социальных проблем края постепенно стали систематическими обвинительными публикациями. Чем чудовищнее ложь, тем искренней запальчивость авторов в призывах, с одной стороны, поддержать меры властей по ограничению прав инородцев, а с другой к неповиновению властям (к удовольствию самих властей) в отношении "инициативы снизу" по проведению референдума о возможности совместного проживания и высылке "чужаков". Кстати, на днях в Крымском районе края собрание депутатов (14 за, против один, главврач, впоследствии уволенный) приняло решение о проведении такого референдума 3 декабря.

Как к этому относятся федеральные власти? С удовольствием. Сами они дискриминационных законов не издают, выглядят как члены цивилизованного мирового сообщества, но на деле очень заинтересованы в формируемой идеологии новой власти, более "дружественной" к расистам. Весьма интересен ответ-отказ Генеральной прокуратуры РФ на заявление месхетинских турок из Краснодарского края о возбуждении уголовного дела по факту публикации статей Татьяны Журбенко, содержащих ложь, клевету и угрозы. Начальник управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности В.А.Титов обосновывает отказ тем, что журналист пользовался аналитическими материалами правоохранительных органов, обращениями представителей местного самоуправления и общественных организаций. И сам упрекает жалобщиков в том, что их соплеменники совершают преступления.

Насколько велика роль властей в разжигании в обществе расизма, ксенофобии, активной нетерпимости, видно на нашем же примере. На юге России, в трех почти одинаковых и похожих областях: Ростовской, Ставропольской и Краснодарском крае, турки испытывают разное отношение со стороны общества (как следствие позиции властей).

А что думают о вашей "повышенной криминогенности" российские правозащитники?

Ознакомившись с фактами притеснений месхетинских турок в Краснодарском крае, они пришли к убеждению, что "имеются наглядные свидетельства о широкомасштабных нарушениях прав человека в России". Они документально опровергли все измышления местных правоохранительных органов о "повышенной криминогенности" месхетинских турок. Ими же отмечено, что "ситуация, в которой очутились месхетинские турки, весьма показательна в том плане, что в ней проявляется целый ряд тенденций государственного строительства и общественно-политической жизни, сводящих к нулю возможность превращения России в правовое государство, на деле уважающее права человека".

 Как относится к вам местное население, например, в том же Краснодарском крае?

 Соседи, односельчане совершенно нормально, сочувственно. Часто пытаются защитить во время милицейско-казачьих рейдов. С соседями отношения самые доброжелательные, если спросите о их взаимоотношениях с турками, скажут: никаких проблем. Но они постоянно слушают агитаторов, толкующих о необходимости защиты России от инородцев, от засилья турок, о "стратегических планах" Турции захватить эти земли с помощью месхетинских турок, о необходимости помогать властям в их неравной борьбе с инородцами и "международной антироссийской реакцией".

Отношение же активистов военизированных формирований, типичных маргиналов из казачьей среды, устанавливающих здесь "мораль и справедливость", это отдельная тема.

Но самое страшное и омерзительное это "ученые историки-философы" в местной власти. Они идеологически обосновывают усилия начальства по поощрению национальной ненависти и расизма. Они выступают в печати с убогими рассуждениями о классификации культур, о принципах их несовместимости, к большому восторгу маргиналов.

 Вы приняли участие в Европейской конференции против расизма и расовой нетерпимости, которая состоялась 10-13 октября в Страсбурге. Россия член Совета Европы с 1996 года. Вы рассчитываете, что вмешательство международного сообщества поможет облегчить положение турок-месхетинцев?

 Что касается силы и действенности идей, принципов, норм международного сообщества, то я их считаю вполне эффективными и единственно возможными легитимными орудиями в нашей борьбе за реабилитацию репрессированного народа. Например, наше сотрудничество и работа с международными организациями, в частности с Федералистским союзом европейских национальных меньшинств (ФСЕНМ), принявшим ряд резолюций по нашим проблемам, увенчались большим достижением: Грузия признала наличие этой проблемы и необходимость ее решить. И самое главное и интересное: Совет Европы, чьим консультативным органом является ФСЕНМ, поставил условием вступления Грузии в эту организацию принятие официальных обязательств по репатриации месхетинских турок. Несмотря на отсутствие реальных сдвигов в отношении нашего возвращения на родину, сам факт принятия Грузией таких обязательств прекрасный пример действенности авторитета международных норм. Мы уповаем на этот механизм и искренне считаем, что для Грузии быть полноправным членом международного сообщества и соответствовать его нормам и законам есть великое благо. Самому грузинскому обществу это предоставляет возможность стать здоровым демократическим обществом.

Что касается российских, региональных властей, то любое публичное обсуждение наших проблем или жалоб вызывает новые откровенные угрозы и поощрения очередных рейдов по "проверке регистрации". Появление какой-либо публикации иностранных журналистов о нас означает, по их мнению, нашу включенность в мировой антироссийский заговор. Ссылаясь на тезис "Нам Европа не указ", они заявляют, что пока терпят нас "только из жалости", и дают понять, что мы должны вести себя тихо.

Но для нас участие в таких мероприятиях чрезвычайно важно, если не сказать больше; оно становится единственным фактором нашего физического выживания и спасения, единственной возможностью быть услышанными, единственным способом нашего воздействия на ситуацию. Авторитет международных норм, международного сообщества пожалуй, это единственная реальная сила, воздействующая на власть в стране, где апеллируют к "понятиям", а не к законам, но есть претензия выглядеть цивилизованной, демократической страной.

Интервью взяла
АННА ПУСТЫНЦЕВА


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4343, 30 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...