КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

 

«Друзья, прекрасен наш союз!»

В этом году исполняется 10 лет
гимназическому движению в Санкт-Петербурге.
Наш рассказ о первой в городе гимназии,
открытой при Государственном Русском музее.

В конце 80-х многие педагоги пытались осуществить свои реформаторские замыслы: казалось, пришло наконец время, когда можно что-то менять и внедрять новое. Но сделать это могли только по-настоящему сильные школы, имевшие давние традиции. В 1990 г. восемь самых известных ленинградских школ объединились и создали совет гимназий и лицеев, председателем которого стал директор школы N199 Б.И.Рыпин. К моменту возрождения гимназического движения в Петербурге это была единственная школа, имевшая опыт создания образовательного учреждения нового типа: статус гимназии она получила еще в 1989 г. первой не только в Петербурге, но и в России.

Для меня было самым главным добиться через Москву изменения содержания образования, уйти от советской уравниловки, вспоминает Борис Исаакович. То есть сделать так, чтобы школы стали разными. Чтобы нам не навязывали один-единственный учебный план на всех. Я был уверен, что это придаст импульс развитию творческого начала не только детей, но и учителей. Потому что работать одинаково, по единообразным программам на определенном этапе становится просто скучно.

Обычная средняя школа N99, расположенная по соседству с Русским музеем, получила название гимназии при Русском музее. Никогда еще при крупном музее европейского уровня не появлялось среднего учебного заведения. А тут не только школа, но еще и детский сад: всего 800 душ от 4 до 17 лет. Конечно, школьные отделы есть при многих музеях. Но здесь название гимназии в корне изменило содержание образования и учебные программы.

Получив право составлять их самостоятельно, преподаватели, среди которых были и сотрудники Русского музея, начинали с простых рабочих планов. Главной, определяющей стала художественно-эстетическая программа образования, разработанная совместно педагогами гимназии и сотрудниками Русского музея. Обязательные ее дисциплины история искусства и рассказы о художниках, эстетика быта и философия культуры, изобразительное искусство и музыка, а также мифология и библеистика, без которых невозможно изучать мировую художественную культуру. Изменилось и отношение к языкам: английский здесь преподают на уровне языковой школы, и к нему еще добавились (на выбор ученика) немецкий и французский. Ребята ездят на стажировки в Англию, Францию, Германию, Италию и Норвегию, поэтому у гимназии сегодня так много друзей в странах Европы. Обязательным стало также изучение латыни.

Главные идеи, на которых строит свою работу гимназия при Русском музее, фундаментальное общее образование и серьезное вовлечение учеников в культуру.

В 1997 г. гимназия получила первые реальные результаты: практически все ее выпускники успешно сдавали вступительные экзамены в вузы как в гуманитарные, так и в технические. А изучение искусства и культуры, обязательное в школе, совсем не обязательно должно стать его профессией.

Главное чтобы дети научились видеть и слышать окружающий мир, выросли образованными и интеллигентными, говорят преподаватели. Это нужно всем. Может, "технарям" еще больше, чем "гуманитариям". Потому что в Академии художеств или на филфаке они еще успеют "добрать", а в технических вузах уже нет. С другой стороны, это заставляет все предметы преподавать серьезно как литературу, историю, так и химию, математику.

Не только на занятиях, но и во внеурочное время жизнь ребят наполненна и интересна. Каждый год в декабре в гимназии проводится фестиваль искусств: ученики показывают собственные инсценировки литературных произведений. Фестиваль проходит в салоне братьев Виельгорских (бывшая коммуналка в здании гимназии, которую Б.И.Рыпину с большим трудом удалось расселить и отреставрировать, вернув салону первоначальный облик).

Гимназия при Русском музее вошла в число трех организаций, включенных в президентскую программу "Одаренные дети России", и получила статус российской гимназии, то есть учреждения, достойного обучать одаренных детей со всей страны. Но, чтобы принять их, нужен пансион. Был составлен и принят проект, определено место, а вот средств на строительство до сих пор нет... И это не единственная проблема. Борис Исаакович Рыпин считает, что гимназическое движение вообще переживает сейчас не лучшие времена.

Среди 60 гимназий, появившихся на карте Санкт-Петербурга, треть по-настоящему сильные и интересные учебные заведения, говорит он. Но сегодня существует опасность, что через несколько лет мы опять станем одинаковыми, потому что поставлены в такие условия, что творить становится все труднее и труднее. Виновата в этом система образования, государство, которое не может обеспечить достойное его финансирование.

Любой серьезный учебный план требует дополнительного финансирования. Денег нет. И тогда нам пытаются внушить, что все наши новые программы... пагубно отражаются на здоровье детей. Любой дополнительный час выход за рамки порядка, установленного санэпидемстанцией. Мы без споров должны согласовывать с ней все свои учебные планы. Но если часы ограничены, то и образование, и возможности школы ограничены. Обязательное образование сводится к минимуму. Стандарт мы сократить не можем значит, нужно сокращать творческое начало.

Я усматриваю в этом государственный заказ усреднить все школы. К чему это приведет? К единообразию, к уравниловке, которые мы уже "проходили".

Нашим идеалом всегда был и остается пушкинский лицей, где готовили по-настоящему образованную российскую элиту, которой потом гордилась страна. И если сегодня гимназии и лицеи, несмотря ни на что, будут стремиться к этому идеалу, значит, десять трудных лет, когда, несмотря на безденежье, нам все-таки удалось выжить и чего-то добиться, прошли не напрасно.

ИЛЬМИРА СТЕПАНОВА


Санкт-Петербург


©   "Русская мысль", Париж,
N 4343, 30 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...