ЖИЗНЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Кризис
«коровьего бешенства»
во Франции

...добрался до большой политики

Вроде как все подтвердилось: коровы заболевают коровьим бешенством, потому что из них, животных травоядных, попытались сделать плотоядных. Зачем? Из-за научного прогресса. Оказывается, что если корову кормить специальной мукой с примесью животных останков, то она будет давать больше молока. Плюс огромная экономическая выгода: изготовляя муку из животных останков и скармливая ее коровам, мы снимаем вопрос об утилизации этих самых останков. Великолепно с экономической точки зрения, но плохо то, что, как выяснилось, это "коровье бешенство" передается людям и проявляется в виде неизлечимой болезни Крейцфельда Якоба. А это уже преступление: кормить людей отравленным мясом.

Ознакомившись с научными докладами, Жак Ширак, пользуясь своей властью президента республики и не боясь экономических последствий здоровье нации важнее, объявил с 7 ноября о полном запрещении использования костной муки во Франции. За радостными лицами простых французских потребителей (теперь-то они уверены, что едят только здоровую пищу) на экранах телевизоров лишь изредка можно было разглядеть скучные лица производителей муки и владельцев скотобоен, ломающих голову над вопросом, что же им теперь делать с этой мукой и животными останками. Премьер-министр Франции, социалист Лионель Жоспен интервью не давал, явно чувствуя, что в преддверии будущих президентских выборов пропустил мяч в свои ворота (как глава правительства в первую очередь он должен был позаботиться о здоровье нации).

И вдруг гром среди ясного неба: заболели сразу две коровы, которых никогда не кормили костной мукой. Хилые попытки сторонников президента объяснить это тем, что, наверное, этим коровам кто-то когда-то по ошибке все-таки скормил немного муки, успеха не принесли. Потребители отреагировали мгновенно: продажа говядины упала в супермаркетах до 60%. Австрия, Испания, Россия и вслед за ними Италия (главный потребитель французского экспорта 80%) запретили ввоз на свою территорию французского мяса. Разразился невиданный доселе кризис в среде производителей говядины. Им оказались затронуты 240 тыс. ферм, которые не могут найти покупателя на 1,65 млн. тонн мяса, производимого каждый год. 447 скотобоен снизили свою производительность более чем на 60%. Из ста тысяч работников этих предприятий уже до 25% отправлены в вынужденный отпуск. 24,8 тыс. владельцев мясных лавок (80 тыс. работников) жалуются, что покупатели обходят стороной говядину, которая у них в объеме продаж занимала около 59%. Мэры один за другим, подливая масла в огонь, запрещают продажу в школьных столовых блюд из говядины.

И вот на фоне всего этого бардака раздался глас премьер-министра. Лионель Жоспен, практически не прикрываясь красивыми фразами, обвинил в "недостаточной расчетливости" Жака Ширака. Согласно Жоспену, этого кризиса могло бы и не быть, если бы президент не делал "торопливых и невзвешенных" заявлений на всю страну, а дал бы спокойно работать правительству. "В этом деле мы должны были заявить: наша система (распознания больных животных. А.Г.) эффективна, наше мясо здоровое, и мы пойдем (в изучении болезни. А.Г.) еще дальше. Теперь мы могли бы сделать что-нибудь позитивное. А то, как это было сделано, дискредитировало нашу систему". Еще более пламенный пассаж был адресован Европейскому союзу, особенно Италии: "Мы стали жертвой дурного для нашей страны парадокса. Мы сделали больше всех усилий в распознании болезни, и теперь на нас же указывают пальцем. Пусть те, кто говорит, что у них нет "коровьего бешенства", признаются, что у них нет никакого контроля, чтобы это проверить".

Весьма уместное заявление, особенно в свете последних событий. На недавней чрезвычайной встрече министров животноводства Европейского союза Франция сумела добиться применения обязательной программы выявления случаев "коровьего бешенства" для всех стран. Результаты не заставили себя долго ждать. За последнюю неделю было выявлено: шесть новых случаев во Франции (более ста с начала года), первый случай в Испании и два первых случая в Германии, которая больше всех хвалилась тем, что костная мука здесь запрещена уже много лет, а значит, проверять коров на бешенство необязательно.

Теперь с каждой новой заболевшей коровой истерия все больше и больше начнет охватывать европейские страны.

А какое же место занимают во всем этом коровьем и политическом "бешенстве" люди, страдающие болезнью КрейцфельдаЯкоба? Тихо и незаметно прошла 18 ноября подача в суд жалобы семьями двух пострадавших. Родители Лоранс Дюамель, скончавшейся 4 февраля этого года в возрасте 36 лет, и Арно Эболи, 19 лет, находящегося в последней стадии этой болезни, просят суд рассмотреть условия, в которых "французские государственные организации, британские власти и европейские инстанции" способствовали переносу эпидемии от животных к людям. В жалобе говорится о том, что о болезни было известно с 1986 года. С 1988 г. Англия, запретившая у себя применение костной муки, продолжала никем не контролируемый экспорт в другие страны. Открытие границ в 1993 г. и отсутствие ветеринарного контроля способствовали, без всякого сомнения, развитию эпидемии. Способствовало, наконец, и то, что в 1990-1994 гг. европейские официальные учреждения занимались обманом общественного мнения и не проводили никаких мероприятий по изучению болезни и предотвращению эпидемии.

Тут-то и помирились (правда, ненадолго) Жоспен с Шираком. На вопросы журналистов они в один голос (хоть и находились в это время в разных местах) ответили, что обращаться в суд неотъемлемое право каждого гражданина. А окружение Ширака еще и добавило: "Остановите передачи катастроф! Показывайте лучше по телевизору вместо трупов аппетитные блюда!" А журналистам было брошено: "Когда пресса начнет исправлять тот ущерб, который она нанесла?"

Услышав этот последний риторический вопрос и зная, что любимое блюдо французского президента телячья голова (а его окружение во всем его повторяет) , я сделал с помощью нехитрого умозаключения сенсационное открытие: болезнь "коровьего бешенства" передается не только через мясо взрослых коров, как считалось до сих пор, но и через головы телят!

Этим открытием я и хочу закончить мою статью, но думаю, что дальнейшее развитие событий принесет нам еще много чудес и неожиданностей.

АНДРЕЙ ГУЛЬЦЕВ


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4343, 30 ноября 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...