МИР ЗА НЕДЕЛЮ |
Не успели в Париже стихнуть страсти по предыдущим скандалам с упоминанием имени Жака Ширака (взятки за получение подрядов на социальное жилищное строительство; "мертвые души" в штате парижской мэрии; личное указание Ширака обеспечить явно липовой работой жену мэра Парижа Жака Тибери и т.п.), как с 1 декабря начал разгораться новый. В этот день был вызван к следователю, а затем задержан и помещен в тюрьму "Санте" Мишель Руссен, глава кабинета Ширака в бытность последнего мэром Парижа.
Новое дело связано с распределением подрядов на строительные работы во французских государственных лицеях, расположенных в Париже и его окрестностях. По предварительным сведениям, Мишель Руссен создал такую систему, где каждое предприятие, получавшее подряд, было обязано отчислить 2% от сметной стоимости работ на партийные нужды. Справедливости ради надо сказать, что в скандале замешаны все ведущие политические партии, но, конечно, львиная доля собранных денег доставалась "Объединению в поддержку республики" во главе с Шираком. Эти 2% перераспределялись следующим образом: 1,2% правым; 0,8% социалистам (которые затем сами передавали часть средств на нужды коммунистов).
На сегодня в деле фигурируют 600 млн. франков, а ведь оно касается пока только парижских лицеев. Представим себе общую сумму, когда будет раскручена финансовая цепочка по всей Франции!
Первой имя Ширака всуе упомянула Луиза-Ивонна Кассет, бывший казначей его же партии. Она трижды во время своего допроса заявила, что Жак Ширак все прекрасно знал о финансировании партий от главы своего кабинета. Ее адвокат, видимо, более трезво оценивающий последствия таких показаний, не преминул уточнить сразу после допроса, что президент республики, естественно, знал, что предприятия перечисляют пожертвования на нужды партий (что в те годы было абсолютно легально), но "ничего не знал о сложившейся системе комиссионных за подряды на государственные заказы".
Дело только начинается, а уже всплывают имена самых высокопоставленных особ: от бывших министров правительства Балладюра до нынешних депутатов. Пока из всех допрошенных задержан только Мишель Руссен единственный, кто отказался отвечать на вопросы следователя. На следующей неделе, видимо, стоит ожидать очередных, уже порядком поднадоевших парламентских дебатов на тему: "Можно ли вызвать к следователю президента республики?"
В тени Жака Ширака менее заметно начал с новой силой разгораться скандал, связанный с сыном покойного президента-социалиста Франсуа Миттерана. Жан-Кристоф Миттеран, называемый в народе "Папа-мне-сказал", оказался в центре внимания (на этой неделе у него был проведен обыск) в рамках судебного досье "Франция Африка".
В 1982 году президент Миттеран назначил сына в африканский отдел Елисейского дворца; в 1986 г. он его возглавил. Его имя связывают со всеми громкими африканскими делами: скандал с нефтяными поставками фирмы "Эльф" (здесь он оказался в компании Пьера Паскуа, сына Шарля Паскуа, в те времена министра внутренних дел); многочисленные скандалы со щедрыми, но не очень понятными африканскими кредитами.
Его имя всплывало и в связи со скандальной продажей в Южную Африку через Конго ракет "Мистраль" фирмы "Матра". На торговлю оружием с Южной Африкой тогда было наложено международное эмбарго из-за проводимой там политики апартеида. В 1992 г. папа был вынужден снять сына с занимаемого поста, но дальше этого тогда не пошло.
И вдруг как гром среди ясного неба обыск. 54-летний преуспевающий журналист агенства Франс Пресс выглядел удивленным и расстроенным. Не делая заявлений и не отвечая на вопросы собратьев по перу, Ж.-К.Миттеран отбыл в неизвестном направлении.
Лионель Жоспен от намерения стать президентом не отказывается. Политический календарь 2002 г. предусматривает вначале парламентские выборы и только потом президентские. Такой календарь не устраивает Жоспена, и понятно, почему. Последнее время у французов стало традицией "уравновешивать" правых и левых: если президент правый, то парламентское большинство, а следовательно, и правительство левое, и наоборот. Значит, если вначале выбирать депутатов, то левые, конечно (уверен Жоспен), победят, но тогда премьер-министру не видать президентства...
Внеся предложение по смене политического календаря на рассмотрение Национального собрания, Жоспен фактически объявил открытую войну Шираку. Победа вряд ли достанется легко: предложению Жоспена неожиданно для него воспротивились коммунисты и "зеленые", входящие в левое большинство. Ни те, ни другие, понятно, не хотят рисковать своими депутатскими мандатами (да и Жоспена они не так уж горячо любят).
Но не все потеряно для Жоспена: у него вдруг появились союзники справа. "Союз за французскую демократию", недолюбливающий Ширака, поддержал перемену графика выборов, правда, подчеркнув, что Жоспена они любят еще меньше, чем нынешнего президента, но мандаты важнее.
Господин же президент, которому явно очень хочется остаться президентом (иначе и до суда не далеко, о чем см. выше), пока никаких серьезных ответных действий не предпринимал, но не забудем, что у него в рукаве серьезный козырь: президент имеет право распустить парламент, и тогда уж точно депутатские выборы состоятся раньше президентских.
АНДРЕЙ ГУЛЬЦЕВ
Париж
© "Русская мысль", Париж,
N 4344, 7 декабря 2000 г.
![]() |
|
|