РОССИЯ СЕГОДНЯ

 

Не экономика культуре,
а наоборот

О чем Греф говорил со студентами

Об экономической программе Германа Грефа знают все: она неоднократно подвергалась анализу, критике или восхвалению в печати. Но куда меньше известно о взглядах главного экономиста страны на проблемы развития образования и культуры России. А между тем Греф оказывает существенное влияние на политику государства в этом вопросе. 1 декабря на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета он делился с будущими юристами и экономистами мыслями о культурном развитии России.

В целом и в вопросах образования и культуры он выступал с либеральных позиций. На вопрос одного из студентов, не должно ли государство всеми силами развивать культуру и воспитывать народ, Герман Оскарович ответил: "Не дай Бог, если государство будет нас духовно развивать! Власти должны создать все условия, чтобы народ духовно развивался самостоятельно". Греф сослался только на отрицательный пример коммунизма как воспитывающей идеологии.

Вообще же развитие высокой культуры Греф считает важнейшим направлением политики государства: "Нам нужны креативные (по русски: творческие Р.Ш.) люди, и культура дает нам таких людей этим мы обязаны балету, художественной литературе, театру, живописи. Русские вообще креативная нация, в отличие от американцев или японцев. К сожалению, сейчас Интернет, за развитие которого я ратую, и телевидение убивают в людях эту креативность. Креативные люди нужны экономике". Своеобразный подход: не экономика культуре, а наоборот.

На вопрос о том, не является ли либеральная рыночная экономика чуждой русскому народу, Греф отослал студентов к работам по этнопсихологии и трудам Бердяева, но отметил, что такая православная страна, как Греция, относительно успешно развивается благодаря либеральной экономике и никакого особенного противоречия в этом нет.

Коснулся Герман Оскарович и проблем, связанных с российским образованием. В ближайшее время, по его словам, предстоит снижение количества вузов из-за закрытия непопулярных и неперспективных, откуда студенты будут "голосовать ногами". Еще прозвучало обещание повысить студентам стипендию, а преподавателям зарплату, чтобы одни учили, а другие учились, а не занимались постоянным зарабатыванием денег. Наверное, для облегчения процесса обучения Греф намерен провести еще одну реформу в образовании ввести госстандарты на экзаменах: абитуриенты и выпускники будут писать тесты. "Чтобы снизить коррупцию среди преподавательского состава, а также среди управляющего звена в вузах". На последнюю фразу зал ответил гомерическим хохотом.

Хохот вызвал и вопрос одного из студентов о вакансиях в центре Грефа. Но оказалось, что вакансии есть, так как не хватает квалифицированных юристов.

И напоследок как на положительную тенденцию последнего времени главный экономист страны указал на то, что русские специалисты начинают оставаться в России. Греф призвал подрастающее поколение оставаться в стране и "ставить на Россию. На те отрасли экономики, которых сейчас нет, они самые перспективные".

РОМАН ШУХЕВИЧ


Санкт-Петербург


©   "Русская мысль", Париж,
N 4344, 7 декабря 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...