МИР ИСКУССТВА

 

Кинематографическая Россия в границах бывшей империи?

В конце ноября в Онфлере прошел восьмой фестиваль российского кино

Кинофестиваль в Онфлере этого года можно назвать удачным, несмотря на почти полное отсутствие российских кинематографистов, приезд которых был заранее широко разрекламирован. Не было ни Никиты Михалкова, ни Олега Табакова, ни Карена Шахназарова, ни Павла Лунгина, ни Владимира Машкова, зато семь фильмов, участвовавших в конкурсе, представляли вниманию жюри довольно оригинальную кинематографию большого жанрового диапазона, от национальной исторической драмы Александра Прошкина "Капитанская дочка" до триллера Егора Кончаловского "Затворник" (эти два режиссера на фестиваль приехали).

Главный приз по единодушному решению жюри достался фильму-притче таджикского режиссера Бахтияра Худоназарова по сценарию Ираклия Квирикадзе "Луна-папа", который можно назвать русским только условно, если расширить это понятие до пределов бывшей российской империи. Или если принимать за точку отсчета русскую школу кино: Худоназаров выпускник московского ВГИКа. Конечно, можно вспомнить, что и удивительная актриса Чулпан Хаматова, исполнительница главной роли в "Луна-папе", одна из звезд нового русского кино: в этом году ее имя было на афише другого конкурсного фильма, "Время танцора" Вадима Абдрашитова; несколько лет тому назад мы уже видели ее здесь же в Онфлере в "Городе глухих" Тодоровского, и только благодаря особой настойчивости президента жюри Жака Дере главный женский приз тогда достался не Хаматовой. Жюри этого года наконец присудило ей за исполнение Мамлахат в "Луна-папе" приз за лучшую женскую роль.

Вообще, кажется, изменился сам принцип, по которому отбирались фильмы: если вначале это были лучшие картины последнего года, неизвестные во Франции, то теперь в программу вместе с только что выпущенными картинами, как "Капитанская дочка", "Затворник" или "Полнолуние", попали старые фильмы 1997 г. "Казанская сирота" и "Время танцора", а также фильмы, уже вышедшие на французские экраны ("Свадьба", "Луна-папа").

Какой удивительный сюжет: рассказать историю глазами неродившегося еще ребенка! говорила председатель жюри, Анни Жирардо. Какая удивительная актриса эта Чулпан, какая трогательная грация, какая наивная нежность в ее игре, и как все это удивительно снято!

Нам же показалось удивительным другое: как эта странная, очень, казалось бы, среднеазиатская история с ее особым юмором и лубочной стилистикой оказалась понятна французам, так задела их, тогда как рассчитанная на успех и понимание западного зрителя "Свадьба" оставила их более равдодушными, прежде всего рассчитаностью режиссерского хода, как заметил один из членов жюри, продюсер Патрик Зильберман. Что не помешало жюри совершенно заслуженно отдать приз за лучшую мужскую роль одному из главных героев "Свадьбы", Андрею Панину (Панин снимался и в другом конкурсном фильме "Полнолунии" К.Шахназарова).

Приз зрителей достался "Капитанской дочке" картина пользовалась в Онфлере таким успехом, что устроителям фестиваля пришлось организовать три дополнительных просмотра, но и их не хватило, чтобы вместить всех желающих (фильм выйдет на французские экраны в начале будущего года). На мой вопрос, чем, с его точки зрения, может быть интересна "Капитанская дочка" французам, Прошкин ответил, что его фильм, возможно, поможет им немного лучше понимать современую Россию, если они узнают, какая за нами страшная стоит история. Когда же объявили, что "Капитанской дочке" был присужден еще и приз за лучший сценарий, я, полагаю, не единственная в зале подумала: "Ай да Пушкин..."

Но, чтобы у читателя не сложилось мнения о фестивале лишь как о череде киносеансов (кроме конкурсной программы, в Онфлере можно было увидеть также старые фильмы Михалкова, Рязанова, Шахназарова, мульфильмы Гаррри Бардина), добавлю, что президент фестиваля Владимир Борев и на этот раз приготовил всем сюрприз выступление оригинального московского кутюрье Сергея Микульского с его театром моды. Микульский одевает свои модели исключительно в тончайшие кольчуги, которые сам делает вручную из разных металлов. Модели: почти двухметровые богатыри, как будто сошедшие с полотен Васнецова (для них известный московский каскадер Александр Иншаков, тоже присутствовавший в Онфлере, поставил несколько довольно эффектных поединков на саблях), и юные красавицы в прозрачных макси- и мини-кольчугах, произвели фурор среди гостей и жюри фестиваля, но так и не смогли заменить отсутствовавших кинематографистов.

Зато Егор Кончаловский, как стало ясно впоследствии, приехал на фестиваль не зря: ему достался новый приз, который с этого года будет присуждать региональный совет Нижней Нормандии за лучший первый фильм. В отличие от остальных, этот приз денежный, 100 тысяч франков (на финиш вышли "Затворник" Кончаловского и "Казанская сирота", режиссерский дебют Машкова).

34-летний Егор Кончаловский-Михалков, представитель известной династии, специально режиссерской профессии не обучался, закончил искусствоведческий факультет в Оксфорде. Прожил десять лет в Англии. Затем вернулся в Россию, где ему сейчас жить, по его словам, интереснее. Здесь занимался в основном кинорекламой.

"Затворник" оставляет впечатление много раз виденного. Собрание клише из американских плохих и хороших триллеров, шитое белыми нитками. Когда Егор рассказывал мне о себе, о своей семье, о своих вкусах, о том, каким он видит русское кино, сложилось впечатление, что он умнее и тоньше, чем его картина.

Последнее новшество фестиваля касается жюри. В этом году в нем вместе с французскими журналистами и продюсерами участвовали двое известных русских парижан: киноактриса Динара Друканова и писатель, лауреат Гонкуровской премии Андрей Макин.

ЕКАТЕРИНА БОГОПОЛЬСКАЯ


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4344, 7 декабря 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...