ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

Московские выставки
в декабре

Некоторое время назад Владимир Путин побывал в Италии. Недавно итальянский президент посетил Москву. Эти два события жизни политической неожиданно приятным образом сказались на культурной. Во-первых, говорят, что именно после общения с нашим президентом итальянский привез к нам "невыездную", никогда не покидавшую стен галереи Уффици "Венеру Урбинскую" Тициана. До конца февраля она экспонируется в ГМИИ им. Пушкина, в том зальчике, где размещены слепки со скульптур Микеланджело, в окружении рисунков Тьеполо, братьев Карраччи, Гварди, Гвидо Рени и других из собрания музея (отдельная выставка "От Карпаччо до Тьеполо", тоже до конца февраля). Говорят также, что теперь какая-то из наших "невыездных" картин должна будет "нанести визит вежливости" в Италию.

Кроме того, к приезду в столицу президента Италии Музей архитектуры выставил проекты, чертежи и рисунки итальянских архитекторов в России от Успенского собора до Дворца Советов (до середины декабря, см. статью на этой же стр.); Государственный музей Пушкина открыл "Пушкина и Данте" (до конца января), где среди прочего можно видеть редчайшее издание "Божественной комедии" XVI века, а Исторический музей "Сокровища Италии в Москве" (до февраля): фарфор, стекло, ткани и многие другие вещи итальянского происхождения.

В Музее изящных искусств состоялось второе крупное событие. В рамках выставки "Зримая музыка", включающей в основном графические листы и полотна с изображениями музыкантов и музыкальных инструментов XVII-XVIII вв., в Москву из Вены прибыла "Аллегория живописи" Яна Вермеера Дельфтского. Ни одной картины "Дельфтского сфинкса" никогда не было ни в одном музее России, как и во многих других музеях мира, их (картин) всего 36. Прибывшая "Аллегория живописи", очевидно, была для художника программной: размер ее примерно в полтора раза больше обычного размера работ Вермера, после его смерти она не была продана и оставалась в семье, но главное в ней мастер, в результате своих неспешных и сосредоточенных наблюдений за людьми и предметами, цветом, светом и пространством прикоснувшийся к самой сути живописного искусства, как бы формулирует результаты своих поисков показывает момент преображения натуры в художественный образ. Хотя в картине есть изображение музыкального инструмента (трубы), в ней, как и в других полотнах великого голландца, царит торжественная тишина.

В ГИМе в декабре открываются еще две выставки: "Царская игрушка" (с 25 декабря), где обещают показать детские вещи и игрушки последнего императора, и "Русское чаепитие" (с 19 декабря) самовары, чайники, стаканы, упаковки кондитерских изделий и все остальное, связанное с этим важнейшим для русской культуры ритуалом.

В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке 29 ноября открылась "София Премудрость Божия" около полутораста икон из ГТГ, Эрмитажа, ГРМ, Кремля, Музея им. Андрея Рублева, Ярославского художественного музея и Коломенского. Это первая концептуальная выставка-исследование, над разработкой которой трудилась целая группа медиевистов, в основном специалистов из Института искусствознания РАН. В прошлом году выставка побывала в Ватикане и предстала перед католической публикой по инициативе итальянской ассоциации "София русская идея" (см. "РМ" N 43..).

8 декабря в Инженерном корпусе ГТГ в рамках проекта "Золотая карта России" экспонируются "Художественные собрания дворянских усадеб и купеческих особняков" портреты Рокотова, Вишнякова и крепостных художников из картинных галерей Мусиных-Пушкиных, Тишининых и других.

Среди других событий художественной жизни Москвы в декабре необходимо отметить очередную, пятую выставку-ярмарку "Арт-Манеж" (7-13 декабря в Манеже) и Московскую международную ювелирную ярмарку (Экспоцентр на Красной Пресне, 9-12 декабря), посвященную одновременно 2000-летию христианства, 280-летию Гохрана, 80-летию со дня смерти Карла Фаберже, 300-летию пробирного надзора и столетию триумфа российских ювелиров на Всемирной выставке в Париже 1900 г., которая принесла нашим мастерам золотые и серебряные медали, Гран-при фирме Овчинниковых и орден Почетного легиона Карлу Фаберже. Кроме произведений современного ювелирного искусства, в эти дни в Экспоцентре можно видеть экспонаты из Кремля, ГИМа и Гохрана, а также 15 работ впервые со времен эмиграции выставляемого Василия Коноваленко.

Н.О.


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4344, 7 декабря 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...