ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ

 

Русское искусство
на осенних аукционах во Франции

8 и 22 октября, 11, 18, 19 и 25 ноября соответственно в Арле, Шантийи, Дрё, Пуатье, Булони и Лионе состоялись аукционы современной российской изопродукции, комплектуемые организаторами специально для этой цели. Цены на товар большинства из этих торговцев давно устоялись и вращаются вокруг тысячи франков с редкими всплесками до 3-5 тысяч. В Арле таким всплеском было 3,5 тыс. франков за холст 60х80см Ю.Мальгина.

Не вполне ординарны торги в Пуатье и парижском предместье Булонь. И там, и там было выставлено около 220 лотов и общая сумма реализации составила приблизительно 270 тыс. франков, но если для первых с 50% проданных лотов это скромный результат (буквально месяцем раньше та же команда художников и продавцов на лондонском аукционе Дж. Николсона добилась показателя 900 тыс. фр.), то итоги торгов в Булони можно назвать большим коммерческим успехом. Обычно там продается 50-60% выставленного, причем треть по ценам ниже тысячи франков, а общая сумма редко превышает 150-180 тысяч.

На этот раз организаторы, помимо своих традиционных авторов, представили несколько новых имен, среди которых следует выделить молодого одаренного живописца Ивана Славинского. Он не новичок на французском рынке. В начале 90-х, не получив во Франции известности своими собственными, довольно любопытными работами, написанными в духе ленинградского сюрреализма, И.Славинский в поисках коммерческого признания смело ринулся на ту территорию рынка, которую в то время уже эксплуатировал Б.Чубанов: псевдоромантические ретрокомпозиции с девочками в шляпках на берегу водоемов, у фортепьяно и т.д. Как бы стесняясь антихудожественной мимикрии, он стал подписывать эти картины псевдонимом "Марина Иванова", а своим именем лишь искусно выполненные "голландские натюрморты". Однако расчет оказался верным, продукт мастеровитого конкистадора нашел спрос у невзыскательной широкой французской публики. Цены росли на глазах и быстро превзошли таковые у признанного мэтра "жанра". В 1996г., весьма неблагоприятном для рынка искусств, за картину "М.Ивановой" было отдано 25 тыс. франков наибольшая цена года во Франции за работу современного русского художника.

Постепенно девочки на его картинах с пленэра перебрались в фантастические интерьеры без определенного времени, представляя теперь юных художниц. Автор обрел черты собственного стиля, свою тему, а в ней героя. Говорить о каких-либо заимствованиях уже не приходится. Тем не менее до нынешнего аукциона эти произведения И.Славинский подписывал псевдонимом. В Булони его картина "Юная художница в своем ателье" была главным лотом, вынесенным на цветную открытку-приглашение, и продана за 13 тысяч рекорд этих торгов.

Другое открытие торгов в Булони петербуржец Е.Титов. Его четыре декоративных композиции с нескрываемым подражанием Г.Климту ушли по ценам от 5 до 10 тыс. франков. Внушительный результат на фоне средней цены проданного лота в 1600 франков.

Лучшие показатели в Пуатье: 21 тыс. фр. у Ю.Кротова с картиной "Маленький парусник" и 18,5 тыс. фр. за холст С.Гусева "Причальные мостки".

На торгах 30 октября в Отеле Друо, названных устроителями "Интернациональное искусство", из 300 лотов 130 представляли собой произведения современного русского искусства. В основном это были нераспроданные остатки с прежних аукционов иркутских и оренбургских художников, а также москвички Ж.Ситниковой. Обычно в подобных случаях вещь отдается по минимальной цене, нередко по той, которую назначит желающий из зала. Это и произошло. Было реализовано около 50 лотов на общую сумму приблизительно 60 тыс. франков. Работы В.Беляева, К.Ескиной, А.Кирилова, А.Курилова, А.Масловского, А.Оликова отдавались по ценам от 200 до 600 франков, живопись Г.Кузьмина и деревянная скульптура Л.Серикова по 800, холсты 150х130см Ж.Ситниковой в среднем по тысяче. Два масла Ш.Бедоева ушли за 900 франков, а три пастели парижанина В.Игнатенко за 1200.

* * *

В течение последних 11 месяцев на французском рынке прослеживается снижение цен на работы современных художников, "самотеком" поступающие из России, особенно из ее глубинки, в то время как заметно растут цены на произведения русских художников живущих на Западе, тех, чье искусство раньше было принято называть неофициальным. 7 октября в Отеле Друо бронзовая скульптура М.Шемякина из серии "Карнавал в Санкт-Петербурге" была продана за 70 тыс. франков. Еще год-два назад ее не колеблясь отдали бы в полтора раза дешевле. Там же "Воин" (смешанная техника, бумага, 98х61) Э.Неизвестного достиг 2,8 тыс. фр. (обычно подобные работы продаются по 600-900 фр.), "Бубновый валет" (1991, 120х100) В.Немухина 12тыс.фр, "Город" (1988, 146х114) О.Рабина 33 тыс. фр. (наилучший результат на аукционах во Франции).

Еще рельефней тенденция роста цен на "другое искусство" проявилась на последней русской продаже "Сотби" 23 ноября в Лондоне. Впервые со времен "странного аукциона" 1988г. в Москве Сотби включил в русскую продажу сразу несколько произведений авторов этого направления, создав тем самым важный прецедент. Холст Л.Пурыгина приобретен по цене около 62 тыс. фр., О.Рабина 45 тыс. фр., гуашь В.Яковлева 31 тыс. фр. Композиция Э.Зеленина "Яблоки, бабочки и дома" (смешанная техника по бумаге, 57х47) оценена почти в 34 тыс. фр., что радикально меняет коммерческий рейтинг этого талантливого живописца, которого французский арт-рынок незаслуженно оставляет в пренебрежении.

Еще больший подъем цен наблюдается на русское искусство ХIX начала ХХвека. Показательна продажа "Портрета дамы с орхидеями" (1900, 214х110) К.Маковского в Отеле Друо 11 ноября. Эта картина обошлась любителю русской классики в 865 тыс. фр., что соответствует цене холста "Боярин, произносящий тост" того же автора на аукционе "Сотби", вынесенного на обложку его каталога (впрочем, по качеству сильно уступающего парижскому портрету).

Все же можно говорить о сближении цен в Лондоне и Париже на вещи подобного рода.

Среди русской классики отметим "Портрет девушки в розовом платье" А.Харламова, "Визит кардинала" А.Риццони и пастель А.Беллоли, проданных в Париже соответственно за 90, 30 и 21 тыс. фр., а из художников русской эмиграции пейзажи Б.Григорьева и К.Коровина (по-моему, сомнительного) 35 и 45 тыс. франков.

Прикладное искусство было представлено редким экземпляром самовара конца ХVIIIвека, оцененного в 225 тыс. фр., и многочисленными изделиями фирмы Фаберже, среди которых хрустальный ковш, украшенный вермейлем и эмалью, нашел покупателя за 93 тыс. франков.

Из рукописей представляют интерес четырехстраничное письмо Екатерины II (1762) 48 тыс. фр.; рукопись сценария фильма И.Мозжухина "Le Brasier Ardent" c 37 вклеенными кадрами из этого фильма (23 тыс. фр.), а также поэма "Евангелие от природы" и стихотворение "Песня смерти" П.Горгулова, написанные им в парижской тюрьме "Санте" спустя десять дней после убийства им французского президента П.Думера и за несколько дней до казни (8,5 тыс. фр.).

В целом значительное увеличение объемов продаж, быстрый рост цен на французском рынке свидетельствуют о его перегреве. Долго так продолжаться вряд ли будет. Ситуация напоминает 1991 год, когда после бурной активности, начавшейся в 1989-м, и спрос, и цены резко упали и началась пятилетняя стагнация.

ВЛАДИСЛАВ КРАСНОВСКИЙ


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4345, 14 декабря 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...