ПО ВЫСТАВОЧНЫМ ЗАЛАМ |
В Берлине с успехом прошла самая крупная культурная акция за всю историю немецко-украинских отношений. Дни украинской культуры в Германии (со 2 ноября по 3 декабря) включили в себя более 30 мероприятий с участием около двух сотен музыкантов, художников, ученых, актеров и писателей. Особым событием стала выставка живописи Марии Примаченко.
Марию Примаченко я (как, наверно, многие) открыла для себя случайно. В одну из поездок в Киев, охотясь за особо красивыми почтовыми марками, я наткнулась на причудливые, магические рисунки. Оказалось, что их автор полесская крестьянка, всю жизнь прожившая в деревеньке Болотне под Киевом, и нигде далее Киева не бывавшая. Мир Марии Примаченко словно соткан по кускам из снов и яви; погрузившийся в него возвращается к самым истокам...
В семилетнем возрасте Марию поразил неизлечимый недуг: последствием полиомиелита стал паралич ноги. Возможно, тяжелая болезнь и подтолкнула впечатлительную девочку, стесненную отныне в движении, к рисованию как единственному средству самовыражения. Поначалу просто палкой на песке, потом пережженным торфом, смешанным с глиной, на стенах своей хаты и лишь намного позже копеечными красками на бумаге Мария рисовала все, что видела и любила: цветы, небо, солнце, деревья, птиц, зверей. Послереволюционная разруха и голод, два года гитлеровской оккупации, гибель на фронте любимого мужа, так и не увидевшего сына Федю, не сломили ее.
Известность пришла к Марии Примаченко еще до войны. В 1936г. она с успехом участвовала в экспериментальных мастерских народного искусства в Киеве. Начиная с 60-х без ее работ не обходилась ни одна крупная выставка живописи на Украине. В 1966г. она была удостоена государственной премии УССР им. Тараса Шевченко, в 1970г. ей присвоено звание заслуженной, а в 1988г. народной художницы Украины.
Все творчество Марии Примаченко пронизано традиционным украинским крестьянским бытом, замешано на притчах, сказках, народных песнях. Ее работы, зачастую испещренные характерными деталями рубах-вышиванок, узорами пасхальных яиц-писанок, сочными деревенскими образами, называют "лубочной энциклопедией украинского села".
Совершенно особый мир примаченковские звери-химеры: "Зеленый слон", "Одинокий лев", "Крокодил на дереве", "Древняя обезьяна", "Смеющийся тигр", "Толстая жирафа", "Украинская кобра". Дикие хищники реальные и вымышленные, разрисованные цветочками и яркими узорами, кажутся невинными бабочками или экспонатами красочного гербария. На обратной стороне рисунков обязательные пояснения художницы, то по-детски простодушные, то хитровато-озорные: "Дикий барсук. Из носа огонь горит, а изо рта клыки торчат, а он не страшный, хороший", или: "Розовый медведь, что по лесу ходит и людям зла не делает".
"Я делаю солнечные цветы, говорила художница, потому что людей люблю. Делаю на радость людям, чтобы цветы мои были, как сама жизнь народа, чтобы все народы друг друга любили и люди бы жили, как цветы цветут на земле".
ИРИНА КОРНЕЕВА
Берлин
© "Русская мысль", Париж,
N 4345, 14 декабря 2000 г.
![]() |
|
|