КНИЖНАЯ ПОЛКА

 

КОРОТКО О КНИГАХ

В книге собраны статьи высланного в 1921 г. мыслителя, появлявшиеся на страницах "Нового града", "Современных записок", "Граней" и "Нового журнала". Тема его размышлений Россия в различных временных модусах своего существования/

Ф.А.Степун.
Чаемая Россия.

СПб, Изд-во Русского христианского
гуманитарного ин-та, 1999.

Степун принадлежал к носителям "пореволюционного сознания", которые отказывались "меонизировать" большевизм и видеть в большевиках во главе с Лениным просто кучку исторических авантюристов. Они признавали революцию закономерным результатом русской истории, ее "болевой точкой" и считали события октября 1917г. "народным" волеизъявлением. (Часть ответственности за крах целой культуры и цивилизации Степун возлагает и на Серебряный век. Эпохе не хватало "суровости и трезвости": слишком много "гадали по звездам и не верили картам". Но, добавляет он, поскольку за все заплачено сполна, "список грехов увеличивать не стоит".)

Принимать революцию можно было по-разному: по-сменовеховски "пойти в Каноссу", вычеркнуть Россию из Европы, как евразийцы, или "обольшевичиться", как младороссы. Группа журнала "Новый град", издававшегося в 1931-1939гг. Г.Федотовым, И.Фондаминским и Степуном, большевизм отвергала, одновременно принимая нечто рациональное в советском укладе.

Большевизм они описывали многообразно; сердцевина же явления состояла в радикальной отмене человека как такового: "...есть только пролетарий, душа которого конденсированный пар в котле, и буржуй, душа которого отработанный пар котла".

В том, что советский марксизм рано или поздно рухнет как глиняный колосс, Степун не сомневался никогда. Причина неминуемого крушения скрывалась в самой идеологии, стремившейся уничтожить неуничтожимое свободу человека. Начало посткоммунистической России философ видел в "метанойе", изменении сознания у молодежи, и эмиграция должна быть готовой к встрече с нею. Насколько удачной оказалась эта встреча? Может статься, это тема отдельной дискуссии.

МСТИСЛАВ КНЯЗЕВ


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4346, 21 декабря 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...