МИР ИСКУССТВА

 

Барышников возрождает
отживший «постмодерн»

Гастроли труппы
«Уайт-Ок данс-проджект» в Париже

В рамках "Осеннего фестиваля" в Париже прошли гастроли труппы Михаила Барышникова. В театре MC93 шесть раз была показана двухчасовая программа "Прошлое впереди", посвященная рождению и развитию американского танца "постмодерн". В нее вошли 14 миниатюр, более половины которых поставлены в 70-е годы.

В 1962г. в нью-йоркской церкви группа молодых хореографов показала скандальный спектакль: его создатели, полностью отказавшись от танцевального языка, представили повседневные жесты. Так родился танец "постмодерн", оказавший влияние на современную хореографию.

Потеряв интерес к классике, а теперь, видимо, и к современному танцу, М.Барышников захотел реанимироватьстиль, ушедший в историю. Свою программу он построил дидактически как популярную лекцию с наглядными примерами. На экране авансцены после его вступительного слова идут кадры телехроники и архивные фотографии под комментарии хореографов основателей "постмодерна". За экранными заставками с цитатами из семи хореографов, следуют созданные каждым из них сценические миниатюры.

В половине миниатюр можно видеть самого Барышникова. Он исполняет два соло, а также появляется с артистами своей труппы или среди сорока местных добровольцев, которые участвуют в трех инсталляциях. В одной из них танцовщики залезают друг на друга и выстраивают пластические скульптуры. В другой мужчины и женщины пересекают сцену мерным шагом, напоминая вереницу зомби. Позади этой мистической процессии Барышников в рабочем комбинезоне сооружает конструкцию из всяческих вещей: стул, будильник, стремянка, ящик, покрывало, барьер, матрац, рукописи и т.д. все идет в ход. Наконец гаснет свет, а когда зажигается, перед нами пустая сцена, как бы после пробуждения от сна.

Соло в хореографии Т.Браун (1965) М.Барышников исполняет с закрепленным на спине кинопроектором. Сзади него на большом экране идет его изображение. Сценическая жестикуляция танццовщика более или менее синхронно повторяется в заранее снятой киноверсии. Другое исполненное Барышниковым соло (хореография С.Пакстона, 1964) своего рода стриптиз человека, сосредоточенного на своих мыслях. Он ходит кругами по сцене и по очереди снимает пиджак, рубашку, туфли, носки и брюки, вешая одежду на крючки, приклеенные к телу. Так же сосредоточенно вышагивая, он постепенно одевается. Эти соло, как и другие миниатюры 70-х годов, которые когда-то шокировали публику, сегодня выглядят наивно и скучно. Неудивительно, что часть зрителей уходит из зала даже в первой части спектакля, несмотря на уникальный артистизм и редкое обаяние Барышникова.

В конце первого отделения и в финале всей программы артисты труппы вместе с Михаилом Барышниковым танцуют миниатюры в хореографии Д.Xей (2000) на музыку А.Люсьера и в хореографии Л.Чайлдс (1993) на музыку Х.М.Горецкого. Лишь эти две сцены полноценно насыщены танцем. Последняя ("Кончерто"), построенная даже на классических па, была уже показана в Париже и теперь демонстрирует технический уровень обновленной труппы. Под однообразную тему концерта Горецкого для клавесина и струнного оркестра танцовщики в брючных костюмах ритмично движутся, символизируя "перпетум мобиле" вечное движение.

Название программы можно понять как некий прыжок из прошлого в будущее. Видимо, ради этого М.Барышников на время и погрузился в прошлое танца "постмодерн", чтобы оттуда сделать рывок и вновь поразить мир.

ВИКТОР ИГНАТОВ


Париж


©   "Русская мысль", Париж,
N 4346, 21 декабря 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...