МИР ИСКУССТВА

 

Все на продажу!

В Большом Манеже открылась пятая по счету
ежегодная художественная ярмарка
«Арт-Манеж»

Такую большую и "представительную", выставку всегда хочется сравнить с ее предшественницами. Хотя генеральный директор "Манежа" Станислав Каракаш и заявляет, что от перемены имен директоров "Арт-Манежа" результат не меняется, но это, конечно, не так. Направленность нынешней ярмарки во многом определил вошедший в ее оргкомитет Владимир Овчаренко, директор галереи "Риджина", не искусствовед, а торговец.

В прошлом году работавшие над тремя первыми "Арт-Манежами" (1996-1998) Вильям Мейланд и Ксения Богемская уступили место радикально настроенному Александру Якуту и Ольге Лопуховой, которые постарались сделать из ярмарки модель идеального арт-рынка (по их мнению, он еще не сложился). Цель прошлогодней ярмарки состояла скорее в том, чтобы информировать публику о самом факте наличия определенных тенденций в современном искусстве, а не в реальной продаже работ. Салонный модернизм, приносящий наибольшие доходы, на "Арт-Манеж" пускали неохотно.

В этом году политика ярмарки изменилась, и "салона" стало гораздо больше. На нынешней ярмарке нет ни одного "некоммерческого" проекта. Название проекта ("Искусство из первых рук") совпадает с названием выставки "Риджины" (1992), на вернисаже которой работы художников держали в руках солдаты внутренних войск, конвоирующие зеков. В 2000г. подобный перестроечный пафос выглядел бы неуместно, и искусство переместилось из крепких солдатских рук в цепкие руки торговцев искусством. В "Манеже" роль дилера исполняет сам Центральный выставочный зал: "Манеж" получит проценты от предполагаемой продажи работ.

На пороге нового тысячелетия изменилось и отношение устроителей к выставочному пространству. Если в прошлом году между стендами оставалось много свободного пространства и белых стен, то теперь стены "по бартеру" отошли журналам, ставшим информационными спонсорами ярмарки. К примеру, журналы "Афиша" и "Эксперт" представили работы своих фотографов.

Итак, в этом году у "Арт-Манежа" ясно выраженная позиция: "искусство должно продаваться", и нет ни определенной художественной концепции (год назад ярмарка имела таковые и прошла под претенциозным лозунгом "Москва. Евразийская зона") вместо них только круглая дата 2000.

Однако некоторые идеи прошлого года получили дальнейшее развитие: если тогда на выставке впервые появились не участвовавшие ранее архитектурно-дизайнерские журналы, дизайнерские бюро и интернетные студии, то на "Арт-Манеже 2000" стало намного больше участников, связанных с интернетными технологиями, архитектурой, дизайном и рекламой как с наиболее "перспективными" областями искусства.

Не случайно второй специальный проект ярмарки называется "Искусство в интерьере" и посвящен включению изобразительного искусства в пространственный дизайн. Соорганизатором проекта является журнал "Мезонин", уже в прошлом году представивший один из лучших стендов, а на нынешнюю ярмарку пригласивший декораторов, оформивших шесть небольших стендов-интерьеров. Конечно, стоявшая перед авторами задача создания жилых пространств не была понята ими буквально это во многом условные, выставочные интерьеры. Организаторам важно было продемонстрировать творческие индивидуальности художников-декораторов, которым предоставили свободу выбора тем. Выяснилось, что современных творцов гармоничного пространства в равной степени волнуют и интерьер овощного магазина 50-х годов и вневременная ванная комната, на стене которой графика Л.Бруни, на полу песок, а из ванной вылетают мыльные пузыри.

Кроме того, к участию в программе "Искусство в интерьере" привлечены дизайнерские студии, архитектурные бюро, интерьерные и мебельные салоны. Для проекта принципиально важно показать, как искусство (в основном, конечно, современное) может жить в интерьере, что оно там необходимо, а значит, что его нужно покупать.

Ту же идею пытается внушить посетителям и Владимир Овчаренко всей своей деятельностью, организацией выставок в "Риджине", представляющим "актуальных" художников. Он частично нашел выход из положения, когда многие авторы не выставлялись в Манеже только потому, что их галерейщики принципиально отказывались от участия в нем. Проект Овчаренко объединил не только авторов, постоянно работающих с "Риджиной", но и художников "вольных" или решившихся "ослушаться" своих галерейщиков.

С точки же зрения соответствия своему предназначению нынешняя ярмарка выглядит естественнее предыдущих. Она не скрывает своих намерений, она пестра и беспринципна, ибо ее главная цель продажа.

НАДЕЖДА МАКСИМОВА


Москва


©   "Русская мысль", Париж,
N 4346, 21 декабря 2000 г.


ПЕРЕЙТИ НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ СЕРВЕРА »»: РУССКАЯ МЫСЛЬ

    ...